Краткое содержание статьи Х.Г.Гадамера «О круге понимания»

Краткое содержание статьи Х.Г.Гадамера «О круге понимания»

Принцип круга понимания герменевтики: целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное на основании целого. 

Как отдельное слово входит во взаимосвязанное целое предложение, так и отдельный текст входит в свой контекст — в творчество писателя, а творчество писателя — в целое, обнимающее произведения соответствующего литературного жанра или вообще литературы. А с другой стороны, этот текст, будучи реализацией известного творческого мгновения, принадлежит душевной жизни автора как целому. 

Дильтей говорит о необходимости понимать текст на основании его самого. 

Однако встает вопрос: адекватно ли мы пониманием в таком случае круговращение понимания? 

Цель любого понимания — достичь согласия по существу. Задача герменевтики с незапамятных времен — добиваться согласия, восстанавливать его. 

Фридрих Аст, продолжал понимать задачи герменевтики исключительно содержательно. Он требовал от герменевтики восстановления согласия между античностью и христианством. 

Проблеск смысла в свою очередь проявляется лишь благодаря тому, что текст читают с известным ожиданиями, в направлении того или иного смысла. Когда перечитывается текст, то может возникнуть новая проекция смысла и существовать параллельно с ранее возникшей, пока не установится сколько-нибудь однозначное единство смысла. 

Необходимо осознать свою собственную предвзятость, только тогда текст явится во всей своей инаковости. 

В анализе Хайдеггера герменевтический круг получает совершенно новое значение. Согласно этой теории круговое движение совершается относительно текста, исчерпываясь доведенным до завершения пониманием такового. Кульминация всей теории понимания — акт дивинации, когда толкователь целиком переносится в автора текста, тем самым разрешая все непонятное и озадачивающее, что содержит в себе текст. 

Смысл круга – необходимо, как мне представляется, дополнить еще одной характеристикой. Она гласит: доступно пониманию лишь действительно совершенное единство смысла. 

Первое из условий герменевтики — это предметное понимание, ситуация, возникающая тогда, когда я и другой имеем дело с одной и той же вещью. 

Сама по себе фильтрация подлинного смысла, заключенного в тексте или в художественном создании, есть бесконечный процесс.