Принцип круга понимания герменевтики: целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное на основании целого.
Как отдельное слово входит во взаимосвязанное целое предложение, так и отдельный текст входит в свой контекст — в творчество писателя, а творчество писателя — в целое, обнимающее произведения соответствующего литературного жанра или вообще литературы. А с другой стороны, этот текст, будучи реализацией известного творческого мгновения, принадлежит душевной жизни автора как целому.
Дильтей говорит о необходимости понимать текст на основании его самого.
Однако встает вопрос: адекватно ли мы пониманием в таком случае круговращение понимания?
Цель любого понимания — достичь согласия по существу. Задача герменевтики с незапамятных времен — добиваться согласия, восстанавливать его.
Фридрих Аст, продолжал понимать задачи герменевтики исключительно содержательно. Он требовал от герменевтики восстановления согласия между античностью и христианством.
Проблеск смысла в свою очередь проявляется лишь благодаря тому, что текст читают с известным ожиданиями, в направлении того или иного смысла. Когда перечитывается текст, то может возникнуть новая проекция смысла и существовать параллельно с ранее возникшей, пока не установится сколько-нибудь однозначное единство смысла.
Необходимо осознать свою собственную предвзятость, только тогда текст явится во всей своей инаковости.
В анализе Хайдеггера герменевтический круг получает совершенно новое значение. Согласно этой теории круговое движение совершается относительно текста, исчерпываясь доведенным до завершения пониманием такового. Кульминация всей теории понимания — акт дивинации, когда толкователь целиком переносится в автора текста, тем самым разрешая все непонятное и озадачивающее, что содержит в себе текст.
Смысл круга – необходимо, как мне представляется, дополнить еще одной характеристикой. Она гласит: доступно пониманию лишь действительно совершенное единство смысла.
Первое из условий герменевтики — это предметное понимание, ситуация, возникающая тогда, когда я и другой имеем дело с одной и той же вещью.
Сама по себе фильтрация подлинного смысла, заключенного в тексте или в художественном создании, есть бесконечный процесс.