Философия Бенедикта Спинозы

Философия Бенедикта Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.) — философ-рационалист, последователь учения Декарта, создатель оригинальной системы идей, затрагивающих основные проблемы философии. Своеобразие подхода Спинозы к решению ряда метафизических и теоретико-познавательных вопросов нашло продолжение у целого ряда мыслителей Нового времени, особенно в немецкой классике у Фихте, Шеллинга и Гегеля. Воспитанный в религиозном духе, Спиноза предпочитает простой вере научно обоснованные знания и посвящает всю жизнь на уяснение рациональных начал, владея которыми можно быть по-настоящему праведным, свободным и счастливым. В своем главном произведении «Этика» он геометрическим способом доказывает, при каких условиях человек, сохраняя жизненность и активность, может быть истинно свободным и безмятежным.

Освещение главной темы — свободы человека — Спиноза начинает с аргументированных утверждений, что на свете в собственном смысле существует только Бог. Он есть субстанция, т.е. существо абсолютно независимое и свободное. Он, являясь причиной самого себя, существует из необходимости своей природы — существовать. Все, что есть в мире, — это Его модификации и проявления в различным актах и способах. «Кроме субстанции и модусов не существует ничего». Вечному Богу присуще бесконечное множество атрибутов, из которых «каждый выражает вечную и бесконечную сущность». Другими словами, атрибуты, согласно Спинозе, это сущностные «характеристики» или, лучше, формы действия Бога. Мышление и протяжение — две такие формы, по меньшей мере, усматриваемые в Боге человеческим разумом. Человеку открывается еще, что все многообразие изменчивых вещей, а также все мысли в нем, к которым относятся и воля, любовь, желание, удовольствие или неудовольствие и т.д., являются тем, через что раскрывается Божественное субстанциальное всемогущество, причем необходимым образом.

В духе Декарта Спиноза доказывает, что атрибуты Бога — мышление и протяжение — абсолютно несоединимы и независимы, но выражают единую Божественную сущность вещей. Соответственно, в человеке также мышление, которое всегда о вещах, и тело, чувственно воспринимаемая вещь, будучи модусами субстанции, в сущности независимы. Между идеями и вещами нет связи, нет «соприкосновения». Мысли и материальные тела существуют одновременно, как бы «параллельно». Они самым определенным образом скоррелированы, т.е. строго соответствуют друг другу: одна и та же вещь может представляться реально и идеально. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».

Тем самым Спиноза оригинально разрешает психо-физическую проблему, поставленную еще Декартом и касающуюся связи души с телом. Если Декарт придерживался то рационального объяснения, то ссылался на возможность связи души и тела с некоей «шишковидной железой», то Спиноза остается верен рациональному методу, доказывая их отношение в человеке через Бога: как проявления единого всемогущего существа, они сообразно со своей сущностью в природе неслиянны, но и нераздельны — каждому восприятию или состоянию тела соответствует определенная идея, мысль, исходящая от Бога.

Спиноза учит далее, что в Боге нет ничего случайного, напротив, все с необходимостью предопределяется и детерминируется. В отличие от религиозного понимания, при котором сущность деятельности Бога непостижима, Бог у Спинозы является имманентной (внутренней) причиной мира.

Из вышесказанного следует определенное учение о человеке и его свободе. Поскольку человек — часть в общей цепи необходимых действий Бога, то он — в принципе несвободен. Его тело — сложнейшее образование, состоящее из множества частей, подвергаемое воздействию внешних тел и сил. Соответственно, душа его, как однозначный мыслительный коррелят тела, — тоже очень сложна и содержит множество идей.

Понятно, что в этой ситуации человек испытывает массу аффектов и страданий. Однако душа, по Спинозе, бывает или пассивна или активна. При пассивных состояниях она воспринимает и мыслит что-либо «смутно», неадекватно, страдательно. При активных — она познает, различает идеи «ясно и отчетливо», адекватно «распутывает» связь причин и действий. Как только мы, говорит Спиноза, образуем ясную и отчетливую идею, аффект, составляющий пассивное состояние, исчезает. В последнем случае душа истинно познает Бога, познает его необходимость. Познание же необходимости есть свобода. В этом заключается счастье, добродетель и нравственная свобода. «Могущество души… определяется одной только ее познавательной способностью». И в этой связи Спиноза выдвинул положение об интеллектуальной любви к Богу. «Самое полезное в жизни — совершенствовать свое познание и разум, и в этом одном состоит высшее счастье или блаженство человека, ибо блаженство есть не что иное, как душевное удовлетворение, возникающее вследствие созерцательного (интуитивного) познания Бога».