Научное, донаучное и ненаучные формы познания по работе Дж. Холтона «Что такое «антинаука»

Научное, донаучное и ненаучные формы познания по работе Дж. Холтона «Что такое «антинаука»

В настоящее время, когда наука становится все более специализированной и при этом многократно усложняется, она теряет к себе доверие. Так как понять суть открытий под силу только узкому кругу ученых занимающихся в этой области. Другие вынуждены воспринимать на веру. Тем самым стирается граница между научным и ненаучным знанием. Множество псевдонаучных учений занимают позицию «антинауки» стремясь присвоить себе титул науки, опровергнув или потеснив научные суждения. 

В своей статье Холтон определяет критерии научности, к которым относит:

— высокий статус «объективности»; 
— стремление к количественным, а не к качественным результатам; 
— надличностный, универсальный характер результатов; 
— антииндивидуализм; 
— интеллектуально-теоретический, абстрактный характер результатов в противоположность данным чувственно непосредственного опыта; 
— проблемная установка исследования в противоположность установке на чудеса и таинства, а также практические интересы); 
— установка на доказательность (требование верификации или проверке на фальсифицируемость); 
— тенденция к тиражированию и воспроизводимости результатов; 
— скептическое отношение к авторитетам; 
— неприятие любой сакрализации любого предмета; 
— неприятие бездоказательных мнений, но при этом открытость для компетентных дискуссий, аргументированной критики и нового опыта; 
— как правило, равнодушное отношение к осознанию смысла и оснований своей деятельности, нерефлексивность; 
— убеждение в наличии взаимосвязи «научный прогресс — материальный прогресс — прогресс в области прав человека». 

Также определяет критерии ненаучности: 

— в центре идеал субъективности, а не объективности; 
— качественный, а не количественный характер результатов; 
— личностный, а не интерсубъективный характер познания; 
— эгоцентризм; 
— чувственно-конкретная, а не абстрактно-теоретическая форма знания; 
— уникальный, единичный, а не обобщенный характер результатов; 
— признание права и возможности делать “открытия” для всех желающих, а не только интеллектуальной элиты и экспертов-профессионалов; 
— установка на практическую пользу, интерес, на таинственное и чудесное (в отличие от проблемной организации научного исследования); 
— незаинтересованность в проверке на фильсифицируемость; 
— опора на веру, на мнения, убеждения; 
— значительная роль авторитета. 

В настоящее время были предложены и другие критерии научности. Так неопозитивисты предложили критерий верификации: понятие или суждение имеет значение, если только оно эмпирически проверяемо, проверяемо в чувственном опыте. 

Поппер предложил критерий фальсификации: принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке. 

Парадигмальный критерий (Т.Кун). Парадигмой в концепции Куна называется совокупность фундаментальных теоретических принципов, законов и представлений, образов выполнения исследований, методологических средств, которые принимаются всеми членами научного сообщества. Это дает основание считать псевдонаучными те знания и убеждения, которые не соответствуют господствующей в данную эпоху научной рациональности. 

Однако в истории философии известно и утверждение Фейерабенда «допустимо все». 

Таким образом, для того, чтобы наука не потеряла важные открытия, из виду сочтя их ненаучными, необходимо на ряду с уже устоявшимися критериями постоянно проводить поиск новых критериев и при необходимости изменять уже существующие.