Э. Агацци «Ответственность – подлинное основание для управления свободной наукой»

Э. Агацци «Ответственность – подлинное основание для управления свободной наукой»

В настоящее время отношение к науке стало отрицательным. Происходит переход от сциентизма (уверенность в том, что науке удастся разрешить все проблемы перед ней стоящие, и она сможет компенсировать весь негатив, который сейчас с ней связан) к антисциентизму. Создание регулирующих основ в науке является достаточно актуальным.

В течение истории мы можем наблюдать распад всеобщего интеллектуального единства. Это объясняется возрастанием специфики в сферах человеческой деятельности. В каждой из сфер вырабатывались свои критерии достижения цели и свободы исследований.

Согласно одной трактовке, свобода понимается как определенная независимость критериев суждения. По другой – независимость действий, т.е. действия, ограничиваются только «внутренними» критериями своих профессий. Такая свобода может иметь нежелательные последствия: вред окружающей среде и т.п. Следовательно, исследования должны регулироваться.

Выделяют два вида научной деятельности:
– «чистая наука» – имеет целью открытие истины;
– «прикладная наука» – направлена на получение некоторого практического результата.

К чистой науке могут быть применены моральные правила, например, не манипулирование данными, готовность учесть критику и др.

В прикладной науке ситуация иная. Первично практическое применение знаний, поиск истины вторичен.

В науке может быть использовано общая аксиома «цель не может оправдывать средства». Хотя цель открытия истины может быть вполне оправданным и не нести никаких нарушений морали и этики, однако совершаемые при этом действия (над объектом), условия при которых совершаются действия, а также последствия, к которым может приводить использование данных знаний могут быть неприемлемыми и как следствие необходимо отказаться от проведения таких исследований. С другой стороны необходимо взвешивать и выбирать «из двух зол» меньшее, возможно лучше пожертвовать мене значимой ценностью для большего блага.

Таким образом, деятельность должна подчиняться определенным нормам и регулироваться как моралью, так и правом.

Следует также учитывать, что технологии, которые по своей сути очень тесно связаны с наукой, должны также подчиняться морали. Они должны делать не только «хорошо нечто», а и «делать нечто хорошее». Однако этот принцип был утрачен и в настоящее время технологии используют для увеличения силы и власти. Техническая рациональность фокусирует свое внимание на том «как достичь поставленной цели», при этом забывается «для чего необходимо достигать этой цели».

Хотя человек и болезненно относится к ограничениям своей свободы, но когда свобода может быть использована не во благо людей, она должна быть ограничена. Научные исследования уже сейчас ограничиваются некоторыми регулятивами, но для глобальных масштабов необходимо применение регулятивов иного рода. Нормы, которыми пользуется человек в повседневной жизни, не могут быть автоматически перенесены на любую деятельность, необходимо их соответствующим образом преобразовать.

Возможным выходом по контролю науки мог бы быть подход тоталитарного контроля, но наука бы просто стала служанкой власти или стал бы осуществляться внешний прессинг интеллектуальной деятельности.

Учитывая, что ученые являются членами общества, то мы можем говорить о том, что он должен быть ответственным в процессе своих исследований. Причем необходимо подчеркнуть, что необходима личная ответственность каждого из ученых.