Экзистенциальное учение Мартина Хайдеггера

Экзистенциальное учение Мартина Хайдеггера

Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.) — немецкий мыслитель XX в., синтезировавший в своем творчестве идеи таких философских течений, как экзистенциализм, философия жизни, феноменология и герменевтика. Он был ассистентом Э. Гуссерля, которому посвятил свое главное сочинение «Бытие и время» (1928).

Мартин Хайдеггер в своем творчестве был озабочен прояснением положения человека в окружающей его социальнокультурной атмосфере. «Бытие и время» по сути своей — это попытка прояснить многосложность жизни современного человека и выявить те устойчивые характеристики его жизни, которые по праву могут составить ее «онтологическую структуру». Проживая свою жизнь, человек находится в непрестанном поиске, он встревожен, затронут, а порой захвачен поиском смысла своего существования. Он во всей своей деятельности либо в заботе о подлинности и неповторимости своей жизни устремлен к осознанию ее уникальности и прорывается сквозь толщу всего ненастоящего, лицемерного «как все» — существования, либо его существование растворяется в ненастоящей, неподлинной жизни, когда проживается не своя, а чужая жизнь, когда принимается на веру «понимание» смысла жизни, пропагандируемого на ТВ и в других средствах мас-совой информации. Человек, проживая жизнь, постоянно балансирует на грани вечного вопроса: «Быть или не быть?». Не-бытие — это не смерть или отсутствие, а неподлинное существование, соответствующее «растворенности в людях». Это особый способ жизни, в котором пребывает основное большинство людей. И человек должен проникнуться особым чувством (Хайдеггер называет его виной) и прислушаться к голосу совести, чтобы решиться быть собой; он должен почувствовать тревогу за то, что бесцельно проживает жизнь, удовлетворяя свои потребности и не вырастая за рамки зоологического существования. Решиться «быть» человек может только в одиноком ужасе перед лицом смерти. По Хайдеггеру, это подлинная возможность, на фоне которой человек может стать самим собой. Забота о себе перед ужасом смерти должна очистить человека от всего поверхностного, от всего ненужного и лишнего, от всего суетного и «массового», от всего привычного и пустого, чтобы прийти к подлинной и настоящей жизни. Человек, утраченный в людях, в несвоем, в чужом понимании происходящего, похожего на рассказы старушки, видавшей все и вся, однажды услышав голос совести и восстав от тяжелого сна лености и нерадения о себе, осознав вину и приняв решимость быть, быть во что бы то ни стало самим собой, обречен на одинокое шествие к этой цели. Но Хайдеггер с пафосом говорит о том, что это удел всего настоящего и подлинного, ибо среди людей все теряет смысл: отвоеванное становится ручным, выстраданное — давно известным… Но должно, отбросив саможаление и боязнь одиночества прорваться к себе, разорвав пелену утраченности и поверхностности, прозреть глубину своего бытия. Бытие человека — вот подлинная сфера онтологии (сферой которой ранее было учение о сущем в целом). Человек, открытый миру, человек переживающий, осуществляющий свои возможности либо безвозвратно утраченный в людях, в чужих пониманиях и способах жить это та область, к которой устремлено философствование Мартина Хайдеггера.

Живой язык, отказ от старых понятий предшествующей философии и стремление по-новому решать старые философские проблемы либо задавать новые вопросы — это credo философского творчества немецкого мыслителя, открывшего новое видение проблемы человека и смысла его жизни.

Соединив в своем творчестве идеи целой группы современных философских течений, Хайдеггер стал автором оригинальной антропологической концепции, заложив основы не только новых подходов к гуманитарным теоретическим исследованиям, но также и обратив на себя внимание психотерапевтов, т. е. людей, занятых лечением душевных расстройств. Экзистенциальная феноменология давно уже стала одной из зарекомендовавших себя психотерапевтических техник, которые служат альтернативой как медицинской психиатрии, так и классическому психоанализу.