Многообразие путей и форм знания

Многообразие путей и форм знания

Знание – это фрагмент сознания, который имеет личностный характер и не может быть полностью вербализован и отчужден от своего носителя.

Информация – это знание минус мыслительный процесс (Звягенцев).

Обыденное знание – это стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя, которые являются основанием для их практической деятельности и поведения.

Повседневное знание:

  • основано на жизненном опыте и здравом смысле;
  • не занимается вопросами, идущими дальше повседневных потребностей;
  • осознано не в полном объеме, и, как правило, не формализуемо;
  • нагружено нравственными и эстетическими нормами и идеалами, религиозными верованиями, которые культивируются в данной культуре;
  • результаты выражаются в виде рецептурных правил;
  • передается через личное общение.

В структуре обыденного знания обычно различают практическое и духовно-практическое знание. 

Практическое знание возникает и функционирует в контексте различных практик (возделывание земли, строительство дома, уход за ребенком), в ходе непосредственной вовлеченности человека в процесс деятельности. Передается через ученичество.

Духовно-практическое знание – это нормативное, ценностно-мировоззренческое знание. Говорит, как следует относиться к миру, к другим людям, к самим себе.

Наряду с обыденным знанием на ранних этапах становление цивилизации формируется особый вид знания – мифологическое знание.

Мифологическое знание – это особый вид синкретического знания, в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира, опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира.

В мифе человек переносит на внешний мир свои мотивы, приписывая ему человеческие свойства. Мифология включает в себя магию как способ практического воздействия на окружающую природу или социальную среду. Мифологическому мышлению свойственно слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственно-временных отношений, происхождения и сущности и т.п.

Основные принципы объяснения в мифе – генетизм и этиологизм.

Генетизм – объяснение явлений, а также мира через рассказы об их происхождении и творении.

Этиологизм – мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Мотивировка и доказательства мифу не нужны, восприятие основано на доверии к говорящему.

В 17 в. считалось, что миф полностью отвержен и в дальнейшем все будет объясняться с помощью науки. Однако в 20 в. происходит ремифологизация. Это вызвано неполучением человеком целостного знания о мире и его отчуждение от современных технологий. П. Фейерабенд убежден, что миф более значим т.к. он положил начало культуре, а научное знание немного скорректировало ее. 

Религиозное знание обусловлено непосредственно эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земных сил (природных и социальных). Для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное. Особенности религиозного знания определяются тем, что оно основано на религиозной вере, которая предполагает не доказательства, а откровение, авторитет догматов и традиций.

Религиозное знание – это ценностно-мировоззренческое знание, знание не только о сущем, но и о должном.

Стремление следовать высокому образцу (Бог) в религии способствует формированию высоких общечеловеческих ценностей. Мировоззренческие вопросы – о происхождении мира, человека, социального устройства, тайны рождения и жизни – решаются в религии с позиций зависимости людей от высших сил, их определяющей роли в мироздании и жизни людей.

В современной философии возникает проблема соотнесения знания и веры, науки и религии. Она обсуждалась как в средние века, так и позднее. Мнения менялись от того, что нужно выступать против разума и доверятся только вере (Квинт Тертуллиан «Верую, потому что абсурдно», Августин Блаженный «Вера первична»), в последствии, изменилась к компромиссу с упором на веру (Ансельм Кентерберийский «Верю и понимаю», Фома Аквинский). В 20 в. Тейяр де Шарден пытался синтезировать религия и науку, при этом упор делался на ценность эволюции.

Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н.А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и не одно из них не может заменить или уничтожить другого.

Сегодня необходимо пересмотреть когнитивные оценки веры как субъективной уверенности и согласиться с тем, что не только сомнение, но и вера является источником знания. 

Художественно-образная форма знания

Возникнув в рамках мифологии наибольшее развитие, получила в искусстве.

В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, странах и народах, их обычаях, их чувствах, мыслях и т.д.

Познавательная функция искусства осуществляется посредством системы художественных образов, в которых познание слито с ценностным осмыслением действительности, объективное с субъективным, эмоциональным отношением к миру.

Художественное познание образно, наглядно, это «мышление в образах».

Отличие художественно-образного мышления от логического (научного познания) заключается в том, что в нем мысль выражена через чувства, идеи проявляются в эмоционально насыщенных образах, обращенных к чувствам человека. Взаимоотношение искусства и науки можно рассматривать как отношения взаимной дополнительности.

Личностное знание – это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида.

Впервые вопрос личностного знания изучал М. Полани и отметил, что знания, и процесс их производства не могут быть деперсонифицированными. Любая попытка это сделать ведет не к объективности, а к абсурду. В каждом акте познания присутствует вклад познающей личности, который является необходимым элементом знания.

Он выделял знание: явное – выраженное в понятиях, теориях; импликативное – не подлежит полной рефлексии от человека и передается только через личное общение.