Социокультурные факторы в развитии науки

Социокультурные факторы в развитии науки

Современные отечественные философы рассматривают ход развития науки с точки зрения влияния на него социокультурных факторов, а не только под воздействием потребностей производства, совокупности производственных отношений и т.п. 

Под влиянием социокультурных факторов, задающих проблематику исследований в различных исторических эпохах, развитие науки приобретает нелинейный характер. При этом социокультурное влияние различно по содержанию и силе воздействия на каждом этапе развития научного знания. 

К числу социокультурных факторов, косвенно или прямо воздействующих на науку, и имеющих основополагающее значение, следует отнести: философские, экономические и исторические изменения, происходящие в социокультурной сфере. 

Благодаря воздействию социокультурных факторов, обуславливающих развитие науки в ту или иную историческую эпоху, происходят изменения на мировоззренческом уровне. Что приводит к формированию новых исследовательских программ, являющихся основой для построения научных теорий, поскольку задают наиболее общие научные положения для проведения исследований и объяснения получаемых в ходе исследований знаний. Поэтому социокультурные факторы формируют концептуальную структуру науки, определяют тенденции развития науки и деятельности научных сообществ. 

В этой связи научная теория может быть представлена в качестве социокультурного явления, которое характеризует не только совокупность каких-либо эмпирических фактов, но и дает повод для наблюдения широкого спектра социальных явлений культурного пласта эпохи, в рамках которой была создана та или иная теория. Поэтому в рамках социокультурного подхода при изучении анализа явлений действительности, содержащегося в научных трудах, созданных в ту или иную эпоху, исходят из того, что пределы и глубина этого анализа являются, прежде всего, результатом проявления специфических ориентиров, обусловленных временными рамками той или иной эпохи. Научное знание в результате такого рассмотрения представляется не как застывшее, переходящее из одного образования в другое, но, во-первых, как деятельность ученых, и, во-вторых, как продукт своего времени, обусловленный именно той эпохой, когда это знание было получено. 

Примеры: 

1) Воздействие философии на науку основывается на том, что она является не только мировоззренческой основой. Отдельные научные достижения были во многом обусловлены философскими взглядами их авторов. Так, А. Эйнштейн использовал как основу для построения теории относительности концепцию отрицания объективной одновременности, развитую в рамках эмпириокритицизма Маха. Находясь под влиянием философии С. Къеркегора, Н.Бор заимствовал из нее идею диалектических скачков и применил ее для построения модели атома. На начальном этапе развития новых научных концепций преобладает влияние именно мировоззренческого контекста. 

2) Экономика. Производство как фактор воздействия на развитие науки оказывает влияние с момента возникновения науки. Потребности производства влияют на развитие науки через экономический, социальный и политический строй общества. Практика ставит задачи перед наукой, но решение этих задач может быть обеспечено только при достижении процессом научного познания, исследования действительности, определенной степени зрелости.