Специфика философского знания

Специфика философского знания

Философия (греч. φιλοσοφια — любовь к мудрости) есть уникальная форма человеческого знания, основанная на «живых интуициях» и разуме — рационалистическом способе мировосприятия. «Чувства, даже самые прекрасные, не имеют отношения к философии» (М. Хайдеггер). Как рационалистическое учение философия исторически появляется только в Древней Греции (V в. до н. э.), там и тогда, где и когда, вследствие культурного переворота, у человека возникает потребность в нетрадиционном поведении, в свободном выборе, в осуществлении личных возможностей. Она есть сугубо личное знание, в смысловой призме которого хаос становится космосом и весь многообразный — фрагментарный — мир уясняется как упорядоченное целое.

Целостность философского видения, однако, чудесно формировалась, кристаллизовалась исходя из уже наличных форм культурного мироотношения — из поэзии, мифа, религии, эпоса, что внесло в него патетический и религиозный моменты. Философия вбирает в себя всю силу выражения, слова, исчисления, чтобы пробиться к Истине — единственно верному знанию. Конечно, это не «научное» знание о видимых предметах, а мудрость, касающаяся невидимого бытия — смысловой содержательности мира, приобщиться к которой можно лишь в умозрении, в чисто интеллектуальном опыте. Ее специфика и заключается в особой рефлексивной (разумной) осмысленности, благодаря чему перед умственным взором только и предстают («переживаются») сущности и смыслы видимого мира. Отсюда вся деятельность философии относится к проблеме разума, его форм и аргументов. Предельные метафизические — сущностные — вопросы о мире, о человеке как разумном существе, о смысле истории, о подлинности и истинности той или иной формы познания, ценности, мысли, значимости или поведения предполагают философское понимание бытийной структуры разума. С чисто философской точки зрения из идеи разума получает объяснение и теологическая проблематика, вопросы о Бытии Божием, о «смысле» мира, о бессмертии и свободе, вопросы, принципиально не рассматриваемые в других науках, имеющих дело с универсумом простых фактов. 

Для понимания сущности рефлексивного знания показателен греческий миф об Афине, рождение которой олицетворяло собой появление философии. Жена Зевса Метида ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти отца. Чтобы избежать этого, Зевс проглотил Метиду, однако ребенок продолжал развиваться у него в голове. Гефест (бог огня) расколол голову Зевса ударом молота, и на свет явилась Афина в полном вооружении. Она всегда изображалась с совою (мудрость), змеей (здоровая жизнь, целительница) и маслинами (мирные отношения с соседями). Здесь примечательно само происхождение богини из головы. Афина как умственная деятельность исходит из головы Зевса — как бы тотальной жизни и деятельности. Умственная форма деятельности отделяется от самой деятельности, так же, как от счета получаются правила счета, от измерения — наука геометрия. Сначала жизнь, протекающая как бы анонимно, скрытно, а затем — осознание, схватывание опыта в его самости, тематичности. Последнее и есть деятельность философии: рефлексивный поворот взгляда от вещей и «простых переживаний» к смысловому, понятийному, осознанному опыту. Причем этой рефлексии (философии) нельзя научить: Афина бесплодна. 

И все же предмет философии — «важнейшее!» (Плотин). Ее специфика связана с ее нацеленностью на разумную истину. Последняя же — Алетейя — означает разоблачение, обнажение, непотаенное, раскрытое. Опыт, мир, жизнь нужно познать, проявить, сделать ясными и прозрачными. А это возможно лишь при произнесении слова, Logos. Философия — это слово, через которое открываются смыслы вещей, уразумение бытия в полной обнаженности и прозрачности речи. Несмотря на ее «абстрактный язык» — она «рисует серым по серому» (Гегель) — все же она по преимуществу — могучее стремление к ясности и упорная тяга к дневному свету. Ее цель — вынести на поверхность, осмыслив, открыть тайное и скрытое. 

Философия есть стремление к познанию полной истины, вечно сущего и неизменного, Бога. Как таковой трудно и практически невозможно дать ей специфически предметное определение, поскольку ее предмет непостижим ограниченным разумом человека и лишь открывается в постепенном интеллектуальном уяснении. Понять целое философии можно только вопрошая, выпытывая ответы на важнейшие вопросы: как возможно и что такое знание, разум, бытие, мир, зачем они существуют? Конечно, можно говорить о неразрешимости, неоднозначности чисто философских проблем, об их принципиальной «теоретичности», внеопытности, неподтверждаемости. 

И действительно, у философа с виду нет никакого прочного основания, твердой устойчивой почвы. Он испытывает самое основание разума, познания, приносит в жертву свою чистосердечную веру, убивает в себе живого человека, чтобы, преобразившись, возродиться в разуме «надежном» и самоосновном.