Альбер Камю о смысле жизни

Альбер Камю о смысле жизни

Альбер Камю (1913—1960 гг.) — французский экзистенциальный философ, автор целого ряда литературных произведений, лауреат Нобелевской премии по литературе. В своих сочинениях, драмах и романах он предстает как апологет абсурда и, подобно Сартру, развивает философию человека, который потерял или никогда не имел веры в Бога. Он старается ответить на единственный вопрос: как жить человеку одинокому, отчужденному обществом, как себя вести, если в мире нет заранее данного смысла, какое вообще значение человек может придать своей жизни?

Камю говорит, что «этот мир сам по себе не разумен». В нем нельзя найти никакого значения. Конечно, человеческий ум естественно обречен искать во всем ясность и смысл мира, жизни и истории, но эти искания бесполезны. Искания какой-то смысловой глубины как раз доказывают, что наличествует чувство абсурда, что все вокруг исполнено иррациональности и бессмысленности. «Абсурдность возникает из этого противостояния человеческого призыва (к смыслу) иррациональному молчанию мира», — пишет А. Камю в «Мифе о Сизифе». Абсурдность человеческому существованию придают бесчеловечность, смерть, общество, а также самая обыденная повседневная рутинность. «Подъем, трамвай, 4 часа в офисе или на заводе, обед, трамвай, 4 часа работы, ужин, сон и понедельник, вторник, среда, четверг, пятница и суббота — в одном и том же ритме мы следуем этой дорогой легко почти всегда. В один прекрасный день, однако, возникает вопрос «зачем?». Понятно, что такое мировосприятие неприемлемо для человека, поскольку он хочет жить в полной осмысленности, цельности и быть счастливым. Камю, хотя и пишет об абсурде, однако не принимает его безоговорочно. Быть цельным и счастливым при абсурде невозможно. Необходимо абсурд преодолеть. Экзистенциальные философы, на которых ссылается Камю, делают это через «прыжок» веры, прорыва к трансцендентному, к Богу (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Л. Шестов). И все же «прыжок» оставляет человека наедине с самим собой; человек не вырывается за пределы себя, своего разума. Поскольку Камю не признает бытия Бога и, соответственно, мира объективных ценностей, то человек в его учении должен иметь другое оправдание, полностью вытекающее из субъективизма и атеистической позиции. Так как логическим следствием философии абсурда является самоубийство, то Камю, напротив, предлагает выход из этой ситуации в принятии «сознания сопротивления», в признании правомочности бунта. В «Бунтующем человеке» он говорит, что правильное поведение с приданием смысла проявляется тогда, когда человек осознает абсурдность и борется с ней, бунтует и восстает против нее. Именно бунт делает жизнь достойной того, чтобы жить. Бунтующий человек велик благодаря своей гордости. «Зрелище человеческой гордости, — подчеркивает Камю, — не может сравниться ни с чем». Как раз сопротивление устоявшимся нормам, обыденности, жестокости, соответствующее проявление оригинальности, художественности и есть последнее оправдание человека.

Несмотря на то, что человек у Камю живет в мире абсурда и поэтому не подчиняется каким бы то ни было моральным предписаниям, так как исполнение их — так же бессмысленно, все же определенная этика у него существует. Она утверждает и «каприз», и «полноту» жизни, и «бунт». Но в центре ее — свобода, ради которой признается и жертвенность, а также — красота. Камю, как и Достоевский, говорит, что красота спасет мир.