Антропология Людвига Фейербаха

Антропология Людвига Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) — крупный немецкий философ, разработавший принципы материалистической антропологии (учения о человеке). Начиная с 1823 г., он изучает богословие в Гейдельбергском университете, а позже два года слушает лекции Гегеля в Берлине. Но, по собственному при знанию, его разочаровывает в господствующей философии оторванность мышления от реального, природного бытия, и он начинает излагать свои «простые» истины о физической, телесной и общественной сущности человека. Решительная критика им теологии и спекулятивного идеализма отразилась на его личной жизни. За работу «Мысли о смерти и бессмертии» (1830), где излагается антропологическая природа христианства, Фейербаха не принимают ни в одном университете, и он 25 лет почти безвыездно проводит в деревне. Здесь он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов. Последние годы жизни застают философа в большой нужде.

Исходная позиция Фейербаха основана на определенном понимании им внутренней цели новоевропейской философии. Эта цель, считает философ, состоит в раскрытии и очеловечении Бога. «Сущность спекулятивной философии заключается ни в чем другом, как в рационализированной, реализованной, наличной сущности бога. Спекулятивная философия есть настоящая последовательная разумная теология». Однако Бог, мыслимый как «духовная», не человеческая, не чувственная сущность, «доступная только для разума и интеллекта», конечно же, убежден Фейербах, «есть не что иное, как сущность самого разума». Отождествление божественного и человеческого в новоевропейском идеализме происходит вследствие наделения Бога теми определениями и свойствами, которые присущи самому разуму. «Бесконечность», «безграничность», «необходимость», «безусловность», «жизненность», «вечность» и т.п. — характеристики именно разума, приписываемые Богу. Получается, что сфера божественного раскрывается в категориях философского идеализма. Но этот абсолютный идеализм, по Фейербаху, кроется в самопротиворечивой, монистической сущности протестантской теологии, ведущей к пантеизму и в конечном счете к атеизму. Вершиной этой новейшей философии Фейербах считает систему Гегеля. У него идея является и ценностным и истинностным мерилом всякого действительного, в том числе, чувственного бытия.

Напротив, согласно Фейербаху, «истинность есть то же самое, что действительное, чувственное». Чувственное — действительно основа и критерий всего идеального. В этом срезе человек рассматривается в качестве реального, чувствующего существа, обладающего мышлением. Само же мышление есть не «абсолютный субъект», а лишь одно из свойств человека.

При таком понимании начало познания «спрятано» в тайне «взаимодействия» конкретных людей друг с другом. Философия и должна заниматься рассмотрением бытия человека и через него — мира не только в аспекте мышления, но в аспектах чувства, созерцания, ощущения и любви. «Любовь есть страсть, и только страсть есть признак бытия». Любовь есть то, что обеспечивает данность объекта в отличие от познающего и вообще отличие между бытием и небытием. Она есть «онтологическое доказательство» наличности предмета вне нашей головы, то, «наличие чего доставляет тебе радость, отсутствие чего доставляет тебе скорбь».

Именно «чувственность» есть начало подлинной философии, которая только оформляется в сознании, но которая реально переживается в сердце. «Истинно и божественно только то, — пишет Фейербах, — что не нуждается ни в каком доказательстве, что непосредственно достоверно через само себя, что непосредственно говорит за себя и к себе располагает, непосредственно сопровождается утверждением, что оно есть нечто безоговорочно определенное, безоговорочно несомненное, ясное, как солнце. Но ясно, как солнце, только чувственное; только там, где начинается чувственное, кончается всякое сомнение и спор. Тайна непосредственного знания сосредоточена в чувственности». Последняя, вместе с разумом, делает познающего действительно цельным существом; делает его действительно «божественным». По Фейербаху; теологический мотив предшествующий философии должен «раствориться» в антропологии, признающей в человеке субъекта всех возможных, даже противоположных качеств, свойств, способностей. Описывая существенные качества человека, Фейербах выделяет такие, как: универсальность, внутреннюю неограниченность, свободу, волю, силу мысли, что делает его «одухотворенным» и «возвышенным», обладающим художественным, моральным и философским смыслом. «Истина — в полноте человеческой жизни и существа». И самое важное: Фейербах считает, что «человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». «Единство Я и Ты есть Бог». Их диалог и есть «истинная диалектика». Только в коллективной жизни проявляется «тайна триединства».

Как видно, Фейербах, обнаружив изъяны прежней метафизики, поставил серьезный вопрос о живой истине человеческого познания, открыл внутри западноевропейской, по преимуществу, теолого-идеалистической философии проблему реальности чувственного бытия, оказав тем самым огромное влияние на философию К. Маркса и Ф. Энгельса, вообще на философскую антропологию XIX и XX вв.