Философия всеединства Владимира Соловьева

Философия всеединства Владимира Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) — знаменитый русский философ, поэт и публицист, сын известного историка С. М. Соловьева. В эпоху утомления философской мысли, засилия позитивизма и материализма, когда философию исключали из числа университетских предметов, а сознание большинства образованных людей в России было измучено жизненными и теоретическими противоречиями, Вл. Соловьев явился выразителем новых философско-религиозных стремлений, вдохновителем творчества для целого поколения «русского богоискательства» — «духовного ренессанса» конца XIX — начала XX в. Искренне веря в торжество Истины на земле и «сознавая необходимость преобразования», он решает «посвятить всю свою жизнь и все свои силы на то, чтобы это преобразование было действительно совершено. Но самый важный вопрос: где средства?» Лично его средством деятельной жизни, полной творчества и самоотвержения, была философия — наука, служащая «высшим целям богопозна- ния». В работах «Философские начала цельного знания» (1877), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о Богочеловечестве» (1881), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Смысл любви» (1894) и др. Соловьев развивает свои самостоятельные метафизические представления.

Критикуя материалистический взгляд о непроницаемости, протяженности и подвижности как сущностях предметных отношений, он указывает на необходимость признания «силы внутренней» — интимной подосновы существующего. Все материальное (вещественное) в своей внутренней сути есть непосредственная реализация духовной основы, поскольку о стремлениях и усилиях тел мы заключаем только исходя из внутреннего опыта нашего духа. С другой стороны, Соловьев говорит о несостоятельности выводов рационализма, будто всякий опыт — разумен, что между отвлеченным мышлением и действительным Бытием существует тождество. Это приводит к панлогизму, к признанию абсолютной разумности жизни. Предмет истинного знания не может быть определен в системе логически развивающихся понятий.

По Соловьеву, любая познающая мысль изначально — онтологически, бытийно — относится к живой Истине подлинной действительности, переживает ее. Сама эта Истина «самооткрывается» в сознании в разнообразии форм и содержаний опыта. Эта Истина как единое Первоначало бытия есть Бог — абсолютный и бесконечный личный дух, лежащий в основе всякой мысли, воли, внешней силы и свойств вещей. Без этого всеединого начала было бы непонятно единство и цельность воспринимаемого нами мира.

Бог — не пустое, отрицательное, а положительное единство, которое предполагает конкретное и действительное соединение многообразного содержания: в Нем происходит живое единение всего. Но совокупность форм и явлений возможного Божественного действия как некая множественность не есть Бог, а есть «другое Бога». Множественность — есть мир, вечно предстоящий перед Богом, есть идеальный образ Его творения, который Соловьев именует Софией, Премудростью Божией. Она представляет собой Разум Бога, предметность божественного мышления. При этом фиксируется как бы два единства в Боге: единство самого Бога и единство «вечного мира», Софии, Души мира как подобия Божества. Это «Единство единств» указывает на пантеистичность воззрений мыслителя.

Так как самоопределение является, согласно Соловьеву, основным свойством Бога, то свободным самоопределением обладает также и София, будучи подобием Его. И она, проявляя свою самостоятельность и не желая пребывать в единстве с Божеством; отпадает и делает саму себя центром и целью своего бытия. В результате этого акта, считает философ, возникает видимый материальный мир, состоящий из личных эгоистических воль всех существ. В этом осуществляющемся мире иссякла идеальная связь, потух единящий всех разум, зато обнаруживается мучительная борьба и зло.

«Мир во зле лежит», — такова глубокая пессимистическая убежденность Соловьева, убежденность, преодолеваемая его дальнейшими теософическими рассуждениями.

Бог есть Любовь, есть Истинно-Сущее, поэтому Он продолжает пронизывать бытие мира, утверждающего себя в независимости и индивидуальности, и своими Божественными энергиями притягивает, долженствует и требует от мира восстановиться в Боге, обрести полноту Божественного совершенства, то есть Любовь и Всеединство, поэтому мир должен отказать от богоборчества и воплотить в себе высшее благо, высшую истину и высшую красоту. Весь смысл мирового исторического процесса состоит теперь в постепенном подчинении стихийного начала природы Божественной силе, в уподоблении Божественному Духу. Своего завершения этот процесс достигнет в человеке — действительном подобии Божества, который своим разумом проникает в идеальную суть реальности.

Человек, по Соловьеву, — живое отражение Бога, Его образ и подобие в материальном мире, имеющий абсолютное значение. Его истинное призвание стать Богочеловеком, возвыситься над самостными и чувственными побуждениями и сделать волю Бога своею волей. Бог есть Любовь, и Он воплощается в лице Иисуса Христа, истинного Богочеловека, чтобы явиться примером и путем освящения и очищения не только для отдельных людей (христиан), но, что принципиально в учении Соловьева о любви и всеединстве, для всего человечества. Имея бескомпромиссное и универсальное мышление, философ видит в любви конкретное и в высшей степени значимое жизненное начало, в котором происходит «оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма». Любовь для него была не отвлеченным понятием, а самой жизнью, «Солнцем», остающимся неподвижным, когда «все, кружась, исчезает во мгле», тем, что единит «все силы чувства, стремлений и дум» и выражает собой жертвенность, определяя три важнейших нравственных начала — стыд, жалость и благоговение. Только в любви и через веру в Бога все люди составляют единый Богочеловеческий организм. В творчестве Богочеловечества (теургии), согласно Соловьеву, преобразуется вся природа, из нее исчезает материальная рознь, и она обращается в светлую телесность очищенных духов, объемлемых все- единым Богом. Обращенную к Богу Софию — восприимчивость и вечноженственность — Божественный Логос наполняет дивными и святыми своими идеями и энергиями.

Экуменически представляя форму религиозной жизни всех людей, Соловьев развивает концепцию «Вселенской церкви». А в ряде своих произведений стремится снять противоречия между католичеством и православием, показывая важность соединения церквей.

Владимир Соловьев — автор многочисленных статей публицистического и эстетического характера, в которых отразилась вся глубина его воззрений, неравнодушие к проблемам общественной жизни, к судьбе России, к творчеству видных поэтов и писателей. Его творчество оказало сильное влияние на русскую философскую мысль в XX в.