Смысл и специфика феноменологической философии Эдмунда Гуссерля

Смысл и специфика феноменологической философии Эдмунда Гуссерля

Эдмунд Гуссерль (1859—1938 гг.) — виднейший философ XX в., основатель феноменологии — учения о непосредственно переживаемых смысловых фактах сознания. Идея обоснования, приведения любой теории или высказывания (мысли) к интуитивным «ясности и отчетливости» является неотъемлемой чертой его философии.

Гуссерль получает математическое образование, учится у Вейерштрасса, затем его интересы перемещаются в философскую плоскость. Ради гносеологического уяснения основания математики и логики он изучает Г. Лейбница и Б. Больцано, И. Канта и И.Г. Фихте, Р. Лотце и К. Штумпфа, слушает лекции Ф. Брентано, с особым вниманием относится к философии А. Бергсона и Дж. Ст. Милля. К началу XX в. положение в философии (с засильем «психологизма») и вообще духовная атмосфера Германии мотивировали в нем критическую философскую остроту, на долгий, творческий и плодотворный путь сплетшую личную жизнь и философию.

Начиная со своих «Логических исследований» (1900) Гуссерль стремится дать теоретико-познавательное обоснование идеи чистой логики. Критикуя психологистов, основывающих логику на психологии, он пытается оправдать логическую предметность — законы, значения, понятия — в ее подлинно чистой, отвлеченной и идеальной сущности. Будучи идеальной, эта область логики объективна и абсолютно общезначима, хотя она и сознается субъективно. Считая язык сферой осуществления логического, Гуссерль далее, через анализ его форм и выражений, показывает, что действительный объект чистой логики включает в себя все то, что «скрыто» в языке, а именно, изначальные смыслы и сущности (феномены) так-то и так-то мыслимые сознанием. Соответственно, вся эта система смыслов-идей, если ее адекватно, в опоре на феноменологическую очевидность, раскрыть — также объективна. Всякую идею можно рассматривать «идентично», «в себе», «тождественно», поскольку она, в особом модусе существуя, может «стоять у нас перед глазами».

Всецелое осуществление идеи чистой логики возможно, по Гуссерлю, лишь в феноменологии — строгой и «адекватной» науке о сознании. Архимедовой точкой опоры феноменологического подхода является самодостоверная очевидность самого сознания со сложной уникальной — двойственной — структурой. Помимо актов восприятия, открывающих первичную данность, в нем есть целая система особых актов, категориального, сущностного характера, в которых «вместо несамостоятельной части чувственного объекта осознается его идея, его общее, как актуально данное». Учение Гуссерля об идеальном «категориальном созерцании» и есть подлинное познавательно-субъективное обоснование объективной и идеальной сферы чистой логики. То, что сознание имеет в виду, на что оно категориально (идеально) нацелено, что оно полагает или мыслит «на основе» первичных восприятий, есть конкретная «данность», «логическая вещь», которую не только можно, но и нужно уметь «видеть», «созерцать», чтобы речь о ней была осмысленной. Как раз принцип феноменологии заключается в «восприятии» реальном и идеальном — в «интуитивной очевидности»: ни о чем не надо говорить, если это «что-то» не «ясно», не «представлено» или не «понятно».

Феноменологию Гуссерль и понимает как осуществление полного смыслового опыта сознания, приведение его к достоверной очевидности, причем на уровне «чистого видения», «переживания», «понимания». Уяснение акта понимания («подразумевания») — центральная проблема феноменологии. Ведь через этот «акт» необходимо показать наличие и «схватываемость» идеального значения (слова): с одной стороны, обосновать его очевидность, а с другой — разрешить «двойственность» познания: через очевидности значений (смыслов) найти доступ к самости любых «воспринимаемых» предметов, обнаружить истину «самих вещей». Гуссерль говорит, что сознание «интенционально» соприкасается с «самими вещами» (идеальными и реальными), но интенционально же («направленно на них») — через смыслы. И опять же — смыслы «полагающие» («дерево») и «исполняющие», «наполняющие» («зеленое», «могучее», «величественное»).

Специфика феноменологии Гуссерля и состоит в тематизации и подробном описании многосложной реальности «чистого» сознания. Оно истолковывается им как «условие возможности» познания (бытия), содержащее константные смысловые «формы», структуры, например «внутреннего времясознания» или сознания временного континуума, как «носитель» актуальных и потенциальных — «фоновых» — смысловых слоев, как «интерсубъективно» (социально) обусловленное, «открытое» и т. д.

В поздний период творчества, рассматривая кризис западноевропейского человечества, Гуссерль указывает на забвение опыта очевидности как причину общего кризиса и нигилизма культуры. Новоевропейский разум заблудился. В слепоте к идеям, в неспособности осмыслить то, что имеет в своем созерцании, этот разум в лице науки, философии и других форм «рациональной» культуры слишком доверяет натуралистическим теориям, действует нерефлексивно и даже методологически «противосмысленно». Феноменология, учит Гуссерль, и является путем восстановления подлинной формы рациональности, подлинного «трансцендентального идеализма». Философия Гуссерля оказала неизмеримое влияние на большинство философских школ и, можно сказать, на культуру западного мышления в XX в.