Онтологический и экзистенциальный аспекты веры в «диалектической теологии» Карла Барта

Онтологический и экзистенциальный аспекты веры в «диалектической теологии» Карла Барта

В начале 20-х гг. XX в. в европейской протестантской мысли наметились некоторые попытки «переоценки ценностей», вызванные первой мировой войной, а точнее ее последствиями, серьезно пошатнувшими христианские позиции. Христианство требовало «преобразования», приспособления к изменившемуся миру. Одну из таких попыток предпринял швейцарский теолог Карл Барт, ставший основателем так называемой «диалектической теологии», основные идеи которой разрабатывались единомышленниками Барта — Ф. Гогартеном, Ф. Брайтменом, П. Тиллихом, Э. Турнайзеном и др.

«Диалектическая теология» по своей сути была реакцией на господствовавший в конце XIX — начале XX в. «либеральный» протестантизм, видевший в практической реализации «Дел Христовых» истинный смысл христианства. Однако первая мировая война окончательно подорвала надежду «либералов» на претворение Царства Божьего на земле. И вышедшая в 1919 г. работа Барта «Послание к Римлянам» стала манифестом нового движения, ратовавшего не за исповедание догматов, а за мистическую встречу с трансцендентным Богом «между строк» Священного Писания.

Карл Барт родился в 1886 г. в Базеле, в семье кальвинистского пастора. Богословское образование он получил в университетах Берна, Берлина, Тюбингена, Марбурга, где посещая лекции А. фон Гарнака, Г. Гункеля, В. Германа и других «либералов», испытал их влияние. Однако после публикации «Послания» Барт зарекомендовал себя как своеобразный мыслитель и серьезный критик «либерального протестантизма». В 1921 г. он стал профессором «реформаторского богословия» в Геттингене, а затем в Мюнстере и Бонне. Но в 1935 г. из-за разногласий с нацистами Барт уезжает из Германии и возвращается в родной Базель, где он продолжает преподавание до конца жизни.

Основные работы Барта: «Послание к Римлянам» (1919), «Церковная догматика» (1932—1959), «Credo» (1935), «Очерк догматики» (1946). Опираясь на диалектику Кьеркегора о противоположности Бога и человека, Барт стремится к усилению этой мысли: «Никакой мост, никакая преемственность, — писал он, — не связывают гончара и глину, Творца и творение. Они несоизмеримы. Различие между ними качественное и абсолютное».

Бог — это всегда Тот, Кто Своим собственным откровением сделал себя известным для человека, а не Тот, кого измышляет человек, именуя Богом. Именно по этой причине Барт отвергает философию, которая стремится познать Бога. Постигнуть Его в суждении невозможно. Его вообще нельзя постичь на основе человеческого познания. Постижение возможно лишь на основе собственной свободы Бога, Его решения и действия, Встреча с Ним есть не наше желание, но Его. Бог захотел стать нашим Богом. И встреча с Ним происходит в Иисусе Христе как Слове Божьем. Эта встреча с Богом есть встреча со слова ми милости, которые Он сказал в Иисусе Христе. Вера и означает эту встречу, которая есть дар, предоставляющий человеку слушать Слово Бога. А это Слово возвещается в Евангелии, которое есть свидетельство пророков и апостолов об этом Слове Бога. Священное Писание — это то единственное откровение Бога, которое есть у человека, а значит, Бог пожелал того, чтобы человек в этом слове («между строк») нашел Его.

Доверие слову Божьему — это и есть вера. А слово Его гласит, что кто с Ним, а значит, и с Его словом, тот будет пребывать в Царстве Божьем. Это слово говорит не отвечать на пощечину пощечиной. Ведь человек отвечает лишь для того, чтобы восстановить «справедливость». «Но человек не имеет на это никакого права», — замечает Барт, поскольку человек берет на себя прерогативу Бога, а это грех. Если человек на пощечину отвечает тем же, значит, он не верит, так как он не слышит Слово Божье, которое говорит, что тот, кто с Ним (абсолютным источником добра), тот сильнее всех и вся. Человек, отпадая от Бога и становясь на сторону разума, не понимает того, что этот шаг обречен на поражение, ибо Бог выше разума.

Тот, кто хочет «восстановить» справедливость, тот хочет сделать это «здесь и сейчас», но для того, кто послушается Бота и Его слова, время не существует, ибо для него справедливость уже «восторжествовала», «восторжествовала» в Слоне Божьем. Это значит, что произошла встреча с Ним (Богом).

Эти идеи Барта все еще были отголосками «либеральны» наставлений», от которых он страстно открещивался. То же самое предпринимали и другие его единомышленники, одна ко полностью отказаться от идей Канта (а именно он повлиял на либеральный протестантизм) никому так и не удалось, и V 40-х гг. «диалектическая теология» распалась.