Христианская философия Августина Блаженного

Христианская философия Августина Блаженного

Августин Блаженный (354—430 гг.), епископ североафриканского города Гиппон — выдающийся представитель латинской патристики, деятельность и писания которого определили на целое тысячелетие философский тип мышления Западной Европы. Августин жил на закате античности и является самым крупным раннехристианским мыслителем, в трудах которого с предельной яркостью выразился переход от античного мировоззрения к средневековому.

Августин — выдающийся западный богослов православной Церкви — «молот еретиков» — и родоначальник христианской философии. Полагая в Евангелии полноту истины, он выступил в защиту философии против сторонников позиции Тертуллиана, утверждающих, что христианское откровение устраняет необходимость во всяком ином знании, в том числе и философском. Философия понималась Августином в широком смысле: как знание о том, где надо искать подлинное и прочное счастье и каковы пути его достижения. Для христианской философии это знание содержится в Откровении, усвоение которого невозможно без веры. Вера, согласно Августину, необходимо предшествует рассуждению, но за верой должно следовать уразумение. На место фидеистической формулы Тертуллиана: credo, quia absurdum (верую, потому что абсурдно) — Августин утверждает следующие основоположения христианской философии: credo ut intelligam (верую, чтобы понимать) и intelligo ut credam (понимаю, чтобы верить).

Августин — выдающийся представитель латинского неоплатонизма. Через учение Августина идеи Платона и неоплатоников входят в средневековое сознание Западной Европы. С одной стороны, Августин применяет неоплатонизм в целях обоснования христианской догматики, с другой — его собственное философское учение разворачивается в рамках неоплатонической парадигмы мысли. Так, в догматическом богословии именно Августин назвал неоплатоническое Единое личностью при истолкования догмата о Триединстве Пресвятой Троицы. В философии же Августина влияние неоплатонизма проявилось прежде всего в его теории божественной иллюминации, согласно которой созерцание вечных истин и суждение о вещах в их отношении к вечным идеям возможно лишь при осенении светом божественной благодати. Сами же вечные идеи Августин истолковывал как мысли божественного ума.

Основная заслуга Августина как христианского философа не исчерпывается христианизацией неоплатонизма. Августин Блаженный полагает начало новому типу философствования, в центре которого проблема восхождения человека к Богу. Всего две вещи волнуют Августина, которые он выделяет в качестве предметов философского познания: «Желаю знать Бога и душу. И ничего больше? Ничего больше». Это ограничение Августином предмета философского познания определило специфику всей средневековой философии.

Вся оригинальность и непреходящая ценность августиновского учения состоит в открытии и теоретическом исследовании уникальной человеческой личности. Проблема человека интересует Августина не как абстрактная, с точки зрения сущности вообще, но как проблема конкретной личности в ее отдельности и особенности. «Я сам, — говорит Августин, — стал для меня самого ощутимой проблемой, большим вопросом». Через разрешение этого вопроса Августин приходит к формулировке собственного философского учения о личности.

Учение о человеке Августин разрабатывает в рамках христианской доктрины творения человека по образу и подобию Божьему. Человек имеет не космическое происхождение, как это мыслили античные философы, а божественное. Исходя из главной посылки, что человек не есть микрокосм, а его природа устроена по образу триипостасного Бога, Августин находит целую серию триад в натуре человека. Одна триада используется им для объяснения субъективной природы времени. Утверждая, что времени нет вне человеческой души, Августин показывает, что такие временные аспекты, как прошлое, настоящее и будущее, есть не что иное, как проявление трех частей души человека: памяти, непосредственного созерцания и ожидания. Другая триада — память, разум, воля — показывает триипостасное единство личности человека: в воле, по мнению Августина, происходит объединение и взаимодействие двух других ипостасей человека (памяти и разума). В этом учении обнаруживается существенное расхождение патристики с античной философией. В античности понятие воли сводилось к функции разума, Августин же полагает в воле проявление целостной личности человека — выражение ее сущности.

Учение Августина о свободной воле до сих пор является предметом научного и богословского столкновения мнений. В решениях вопросов о соотношении благодати и свободы воли, свободной воли и предопределения одни исследователи находят прямой исток протестантизма, другие — возврат к языческому фатализму, третьи — схематизм и полемические перегибы в споре с еретиками. Однако решения сложнейших метафизических и психологических проблем, данные выдающимся отцом Церкви и христианским философом Августином Блаженным, не укладываются ни в одну из распространенных интерпретаций и остаются открытыми для современных исследователей.