Атеистический экзистенциализм Жан-Поля Сартра

Атеистический экзистенциализм Жан-Поля Сартра

Жан-Поль Сартр (1905-1980 гг.) — крупнейший французский мыслитель, писатель, видный политический деятель. Все его творчество посвящено единственной теме — человеку, а главной целью являлось оправдание трагической судьбы человека в сложном социальном мире «отчуждения». Сартр — очень оригинальный философ, однако, на его воззрения большое влияние оказали социальные идеи К. Маркса, волюнтаризм Ф. Ницше, феноменология Э. Гуссерля и историческая онтология М. Хайдеггера. В таких значительных произведениях, как «Бытие и Ничто», «Воображение», «Воображаемое», «Критика диалектического разума» и др., изложены фундаментальные основания мировоззрения философа.

Исходный пункт сартровского учения — «смерть Бога» и утверждение вообще противоречивости идеи Бога. На свете нет такой реальности, которая была бы тождественна самой себе и одновременно осознавала себя. Именно так Сартр думает о Боге — как о личном Абсолюте, идеальном синтезе, сознательно существующем не только «в себе», но и «для себя». Но обоснование невозможности единства «в себе» и «для себя» будет означать отсутствие Бога. И это для Сартра очевидно.

Используя феноменологическую терминологию, он показывает, что весь мир, как он существует сам по себе, без человека, есть мир «в себе». О нем мы ничего не можем знать. Он плотен, непроницаем, непрозрачен и состоит из тягучих, «вязких» и «липких» вещей. Он «является», и главное, по Сартру, у него отсутствует самоотношение, он безразличен к себе. Внутри бытия «в себе» есть, правда, реальность сущая «для себя» — это сознание человека, различными способами и смыслами относящееся к внешнему, «трансцендентному» миру «в себе». Такое непрерывное смысло-отношение — фундаментальное свойство сознания. По Сартру, оно «дорефлексивно», т. е. осуществляется часто без активного осмысления, но оно не «бессознательно» и его всегда можно артикулировать и «раскрыть». Кроме того, к структуре сознания сущностно принадлежит и рефлексия, самосознание, осмысленный способ познания внешних и внутренних явлений (феноменов), жизнь «для себя».

Эти две реальности — «в себе» и «для себя» взаимосвязаны: «явления» как чистые факты Бытия «в себе» являются условиями для деятельности сознания. Получается, что именно сознание могло бы стать Абсолютом: оно пребывает «в себе» и «для себя». И действительно, оно, согласно философу, всегда стремится к завершению, к полноте, к абсолютному синтезу. Но такое стремление — идеально. А реально сознание в сартровской концепции безосновно, фрагментарно, нетождественно и исторично. Как и у Д. Юма, оно — лишь связка представлений. Его сущностной характеристикой является свобода. Сартр пишет, что «свобода — это как раз то ничто, которое содержится в сердце человека и которое вынуждает человеческую реальность делать себя, вместо того, чтобы просто быть». Сартр — философ свободы, автор учения об абсолютной независимости сознания. А это значит, что внутри бытия «в себе» имеется глубочайшая и непреодолимая трещина, «бездна», «дыра», это свободное «для себя». Свобода человека демонстрирует пропасть внутри «в себе» Бытия и принципиальную невозможность идеального синтеза, т. е. Бога.

Из обоснованного таким образом атеизма Сартра следуют важные моральные заключения. В статье «Экзистенциализм — это гуманизм» говорится: «Достоевский пишет, что если Бог не существует, то все позволено. Это исходная точка экзистенциализма». Таким образом, проблема экзистенциальной философии, по Сартру, — это проблема свободного существования человека. Человек создает смысловые «проекты» жизни, которые для него — только возможности. Он свободен отменять их и проектировать новые. Но при этом ответственность за свою судьбу, за исторический выбор принадлежит только самому человеку.

Несмотря на некоторую односторонность, нельзя не признать, что провозглашаемый Сартром экзистенциализм, основанный на свободной сознательности, есть серьезный призыв к размышлению о глубочайшей ответственности человека за все, что с ним происходит.