М. М. Бахтин: к философии поступка

М. М. Бахтин: к философии поступка

Михаил Михайлович Бахтин (1895—1975 гг.) — крупный советский литературовед, философ и теоретик культуры. Его творчество повлияло не только на становление отечественной философской мысли, но также доныне привлекает к себе западных исследователей в различных областях гуманитарного знания. Среди произведений Бахтина наиболее известны «Проблемы поэтики Достоевского», «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности».

Избегая идеологической цензуры, будучи философом советской эпохи, Бахтин сумел создать оригинальную антропологическую концепцию в рамках «теории эстетики», которая нашла свое выражение н произведениях «К философии поступка» и «Автор и герой в эстетической деятельности».

Главная идея, проходящая красной нитью сквозь творчество Бахтина, это тезис о наличии разрыва между миром «теоретической мысли» и миром «живого поступка и его осмысления». Мир теоретической культуры — этот мир эмоционально нейтральный. Он заключает в себе огромное пространство описания объективной реальности сточки зрения безликого субъекта, лишенного человеческих качеств, как то: способность эмоционально волевой активности, в которую окрашены любые мысли, речь, поступки человека и без которых жизнь человека была бы некой «абстрактной схемой», заполняемой теоретическими связями, отношениями и пониманием, лишенным сердечного участия. Мир живого поступка, напротив, это мир, где все безликое и типическое не имеет право на существование, а если и существует, то неполноценно, ущербно, ибо «живая» жизнь протекает таким образом, что я всегда должен ее лично переживать. Эта способность личного переживании своей жизни носит у Бахтина имя «участного сознания».

Различие между «теоретическим миром» и «миром живою поступка» — это именно участность, т. е. участие в жизни. Теоретик регистрирует, созерцает, описывает и т. д., но жизнь остается за границей его восприятия. Такова любая теоретическая активность, это ее необходимое свойство, потому что участие предполагает личную позицию в жизни, в бытии. Но это участие табуировано «миром теории», где властвует безликое «мы» научной активности, лишенное личностных качеств и способности переживать. Таким образом, зияющая пропасть между этими мирами может быть преодолена только в единстве ответственности за свою жизнь. Ответственность — то личностное качество, благодаря которому возможно перекинуть мост от живой жизни, в которой существует, мыслит и действует человек, к миру теоретической, научной активности, в которой лично меня нет и быть не может. Через ответственность за всю свою жизнь во всем многообразии ее проявлений я только и могу быть участником, а не теоретиком. Важной категорией, введенной Бахтиным в книге «К философиии поступка», выступает понятие «не-алиби». Его смысл в том, что я как уникальный субъект, проживающий неповторимую и никем еще до и за меня не прожитую жизнь, нахожусь в ситуации, когда никто и ничто не может мне дать гарантии того, что я правильно живу и что моя жизнь полноценна. Я всегда нахожусь перед выбором, который могу сделать только я сам; и никакие научные и любые другие теоретические построения не спасут меня от необходимости сделать выбор лично за себя. Моя жизнь — это совокупность событий, поступков, решений, каждое из которых прожито и выстрадано мной. Я не смогу и не сумею оправдаться готовыми, кем-то за меня и без меня продуманными мыслями и не смогу совершить кем-то уже совершенный однажды поступок. Я всегда стою перед новой, никогда еще не свершавшейся до меня жизнью и я должен выйти к ней навстречу, чтобы стать ее участником и избежать бесполезного и пустого существования нейтрально-безликого человека, не принявшего на себя ответственность за свою жизнь.

В работе «К поэтике Достоевского» Бахтин разработал литературоведческую теорию на основе анализа произведений великого русского классика. Бахтин говорит о том, что отличительной чертой творчества Достоевского служит полная диалогизация, или «многоголосье» (полифония), его романов. Диалоги Достоевского, которые составляют большую часть его произведений, это не просто закамуфлированная позиция или мировоззрение автора, разбитое по ролям. Это диалоги полноценных личностей, обладающих своим видением мира и происходящего и высказывающих свои мысли и позиции. Если Толстой или кто-либо из других великих литераторов пишут таким образом, что их диалоги — это по сути монолог автора, выражающего свое мировоззрение, то у Достоевского картина совсем иная. Кто бы ни встретился с кем-то, пусть даже незначительный персонаж, в самой второстепенной роли — он личность. И Достоевский как бы дает право своим героям за себя говорить и за себя решать и потому, по мнению Бах-тина, в романах возникает столь напряженная, с нервозностью атмосфера. «Полифоничность» в произведениях Достоевского — это открытие совершенно нового жанра и исключительное новаторство русского писателя, которое дало художественную форму философской идее «диалогизации сознания» как полноценного восприятия и переживания жизни.

М. М. Бахтин при жизни писал свои произведения «в стол», т. е. не надеясь быть изданным и получить признание в своей стране, охваченной тотальной идеологизацией всех сфер жизни общества в целом и конкретного человека в частности, но ныне его работы привлекают огромный интерес в самых различных областях гуманитарных исследований как у нас в стране, так и за рубежом.