Философская антропология Макса Шелера

Философская антропология Макса Шелера

Макс Шелер (1874—1928 гг.) — знаменитый немецкий философ, стоящий у истоков современной философской антропологии, социологии знания и учения о ценностях.

Применяя уникальный по своим эвристическим возможностям феноменологический метод познания, он разработал оригинальную метафизическую концепцию. Своеобразие философии Шелера объясняется ее тесной связью с конкретными жизненными проблемами. Философия была для него делом жизни, как «живейший, интенсивнейший и непосредственнейший, происходящий в переживании, контакт с самим миром», средство очищения, прояснения своей «разорванной натуры». И он искренне выражал свои мысли в эмоциональной и достаточно художественной форме. Основные работы, относящиеся к философскому учению о человеке: «Положение человека в космосе», «Формализм в этике», «Огёо Атопз».

Человек —- центральная тема его размышлений, в метафизическом плане именно человеку принадлежит важнейшая роль — одухотворение и обожествление мира. Человек не только последнее звено в развитии мирового процесса, но и единственное в своем роде бытие, через которое Бог — «через себя сущее» — осуществляет себя в мире, «становится». «Становление Бога и становление человека с самого начала предполагают друг друга». Именно ради человека Бог примирился с миром как с «историей», именно в его «самости», «сердце» Бог самоосуществляется. Поэтому смысл человека состоит в Возвышении всей «жизненности» до уровня «духа».

И действительно, по Шелеру, человек есть микрокосм, содержащий в себе все мировые силы, главными из которых являются «жизненный порыв» и «дух». В качестве «носителя» жизненного порыва человек есть существо чувствующее, инстинктивное, экстатическое, действующее в актах стремления, роста, влечения, ощущения, переживания, восприятия и созерцания. Но то, что делает человека человеком, есть дух — «принцип, противоположный всей жизни вообще»: Последний несводим к естественной эволюции и включает в себя разум, хотя «наряду с мышлением в идеях охватывает и определенный род созерцания, созерцания феноменов или сущностных содержаний, а кроме того, и определенный класс эмоциональных и волевых актов… доброту, любовь, раскаяние, почитание и т. д.». В понятие духа входит экзистенциальная несвязанность, свобода, отрешенность от принуждения, от давления, от зависимости. Благодаря этому «человек — существо превосходящее самого себя и мир», представляющее и осмысляющее всякое наличное так-бытие в идеях — ценностях. Дух же, будучи изначально пустым и «бессильным», не имеющим никакой власти, силы и деятельности, наполняется своими идеями-содержаниями именно во взаимодействии и борьбе с жизненным порывом, в силу «аскетизма», «самоограничения» и «протеста». Наполняясь же, дух «дереализирует», «деактуализирует» — «аннулирует» — чувственно-жизненный порыв и как бы растормаживает его.

«Взаимное проникновение изначально бессильного духа и изначально демонического, т. е. слепого ко всем духовным идеям и ценностям порыва», происходит через человека. В этом — вся проблематичность, сложность, но и «возвышенность», и ответственность его бытия. Ведь «животворение духа и одухотворение порыва» — есть «цель и предел конечного бытия и процесса». Для Шелера это процесс неразрывного структурного единства «сознания мира», «самосознания» и «сознания Бога».

Итак, во времени, в конкретных актах человеческого познания и жизни происходит воплощение и становление метафизической праосновы — Бога как единства «высокого» духа и мощного «чувственного» порыва. Отсюда порядок познания, уяснение сущностного божественного мироустройства и приобщение к нему есть не просто субъективный процесс, «субъективное конституирование», «порождение», «конструирование». Опираясь на феноменологическое учение об интенциональности сознания, Шелер показывает объективную «реальность» всего того, что человек, сообразно своей мере «образования» и «внутреннего развития», «открывает» в своем духе.

Открытие всей ценностно-смысловой иерархии духа осуществляется, по Шелеру, не чисто рационально, а скорее, в эмоционально-волевых актах, актах «любви и ненависти». Человек не столько разумное существо, сколько «любящее», не «ens cogitans», a «ens amans» (любящее бытие). Он руководствуется в своем познании скорее «логикой сердца», «любов-ной интенциональностью», говорящей всему «да». Порядок пюбви человека, его ordo amoris, являет собой сущностную структуру его духа, основную «нравственную формулу» его личности, в соответствии с которой он морально существует и творчески проявляется. Высшей формой любви, согласно Шелеру, является любовь к Богу, ниже стоит любовь к человеку, к прекрасному, к конечным вещам. В любом случае, ценностная структура мирового духа — объективна, независима от субъекта, его «трансцендентальной силы суждения» (Шелер критиковал «формализм» Канта).

Философская антропология Макса Шелера получила продолжение у таких видных философов, как X. Плеснер и Д. Гелен.