Эмпирическая философия Томаса Гоббса

Эмпирическая философия Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) — величайший и последовательный материалист Нового времени, представивший своеобразные аргументы в защиту эмпирической философии, в которых доказывал, что реальность природы, существующая принципу каузальности, т.е. необходимости причинно-следственных связей, является основой мира, человека и его нравственного бытия.

Гоббс считает, что объектом философии может быть веяное тело, которое имеет возникновение и определенные свойства, так что его можно сравнить с другими телами, т.е. «сложить и разложить» в уме. То, что не возникло и не имеет свойств, что не дано в опыте, не является предметом философии, поскольку она занимается лишь познанием свойств из причины и причины из свойств. Философия исключает учение о природе и свойствах Бога как вечного, нерожденного и непостижимого — словом все, что не есть тело или свойство тел. «Все наши понятия лишь понятия о конечном». Настоящая же цель философии — «приносить пользу и давать преимущество человеку». У нее сугубо утилитарная функция.

Так как, по Гоббсу, существует два рода тел, естественные, сотворенные природой, и искусственные, созданные волей человека, то соответственно есть философия природы, которая состоит из онтологии, учения об отношениях и физики, а также философия государства. Но впереди всех, как «свет разума», состоит логика, предмет которой составляют знаки мыслей, имена, или слова, так как «без них нельзя приобрести никакого знания и от одного правильного употребления их зависит правильность нашего мышления и умозаключений». «Всякое мышление сводится к операциям сложения и вычитания, ибо счисление не ограничивается только числами».

Как и Декарт, Гоббс мыслит мир, а вместе и мышление как его часть, механически, внешне, как сцепление множества тел, имеющих каждое определенное качество. Поэтому-то философия, как и математика, есть наука доказательная, основанная на «геометрической» достоверности, с последовательным применением эмпирического и индуктивного метода. Однако, в отличие от рационалиста Декарта, Гоббс отказывается признавать разум началом, сущностно отличным от природы, и дает своеобразное эмпирическое истолкование сущности мышления (разума). Оно объясняется им не просто как чисто внешняя, механическая операция «счисления» (согласно положенной Гоббсом в основу своих взглядов математической интуиции), но как нечто «ощущающее», «чувствующее», то, в чем происходит «движение внутренних частей». Сознание есть «ощущение». Оно состоит из «образов» тел и само есть нечто психофизическое. «Под ощущением, или чувственным восприятием, — говорит Гоббс, — обыкновенно разумеют суждение об объектах с помощью образов, именно посредством сравнения и различения их». Интересно, что сами образы тел возникают, согласно философу, в результате воздействия мельчайших частиц, исходящих от того или иного тела на органы чувств (зрение, слух и др.), от которых, в свою очередь, они уже в виде специфического нервного импульса достигают сердца и мозга. Далее, полагает Гоббс, от последних это «движение частиц» силой противодействия направляется обратно, к внешним телам. Этот процесс и «формирует» определенные представления или образы (мысли). Гоббс распространяет свой крайний эмпиризм даже на пояснение такой, казалось бы, «идеальной», способности, как разум. И делает он это оригинально, отвечая на основные вопросы философии, эмпирически (опытно) конструируя связь «души» и «тела», механистически и детерминистически объясняя целостность мира, правда, натурализируя знание и саму истину.