Диалектика совершенства несовершенства в метафизике всеединства Л. П. Карсавина

Диалектика совершенства несовершенства в метафизике всеединства Л. П. Карсавина

Лев Платонович Карсавин (1882—1952 гг.) — выдающийся русский религиозный мыслитель и историк-медиевист. Он один из немногих, кто сумел создать целостную систему. Многие его идеи достаточно противоречивы, но это только на первый взгляд, и если бы не так трагично сложилась его судьба, возможно, он смог бы прояснить сущность своей терминологии.

Карсавин родился в Санкт-Петербурге, где и окончил гимназию, а затем историко-филологический факультет университета. Долгое время под руководством профессора Н. М. Гревса он изучал эпоху средневековья. С 1913 г. началась преподавательская деятельность Карсавина в родном городе. Однако все изменилось после революции: в 1922 г. его арестовали и через несколько месяцев вместе с другими «неблагонадежными интеллигентами» выслали из страны. Вначале Карсавин обосновался в Берлине, а затем перебрался в Париж, став одним из идеологов движения «Евразия». Глубокая тоска по родине заставила Карсавина в 1927 г. переехать в Литву. Там он занял должность преподавателя (сперва в Каунасском, а потом в Вильнюсском университете). Но после второй мировой войны все снова «полетело вверх дном»: в июле 1949 г. Карсавина арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы (как руководителя белоэмигрантского движения «Евразия»), а через несколько лет Карсавин скончался в лагерной больнице.

Основные работы: «Noctes Petropolitanie» (1922), «Восток, Запад и русская идея» (1923), «Философия истории»(1923), «О началах»(1925), «Пери Архон» (1928), «О личности» (1929) и др.

Философию Карсавина с полным основанием можно назвать «метафизикой всеединства» (В. Зеньковский). Хотя Карсавин и не был последователем Соловьева, тем не менее, через Николая Кузанского, он пришел к его идеям, глубоко их развив..

Наиболее ценны и интересны мысли Карсавина, касающиеся взаимоотношения Творца и творения (совершенства и несовершенства). Без понимания этого невозможно проникновение в систему русского мыслителя.

Человек, говорит Карсавин, осознает себя как тварь именно потому, что он осознает свое несовершенство (и тем самым утверждает свое отличие от совершенства). Но совершенство не может содержаться в несовершенстве, так как только оно может отличать несовершенство (само не отличаясь от него).

Под абсолютным совершенством человек разумеет Бога, который совершеннее совершенства и абсолютнее абсолютности. Иначе говоря, Он по ту сторону совершенства и абсолютности. И как совершенство, Бог создает границу между собою и несовершенством, которая является действенной лишь для последнего.

Бог есть причина того, что тварь вообще содержит «что-то» от совершенства, т. е. является несовершенной. Но поскольку это несовершенство (а точнее не всесовершенство) есть от Бога, оно не может быть Его частью, т. е. отпасть от Него или не находиться с Ним в связи. Бог не имеет частей, он неделим и во всем своем содержании остается себе равным, неразделимым и присутствующим везде в своей полноте бытия. Следовательно, тварь не может содержать «что-то» от совершенства, но лишь «все», т. е. тварь есть не что иное, как «сотворенный бог», который силой творческого акта Истинного Бога становится им и, становясь, его возрождает.

И все же тварь отличает себя от Бога и противопоставляет себя Ему Как это возможно? Карсавин замечает, что поскольку «сотворенный Бог» и есть становящийся Истинный Бог, он не может отличать самого себя от самого же себя. Он различает лишь тварь, которую он сотворил.

Следовательно, существует нечто, что не является в твари от Бога, но что, благодаря своей причастности Ему, становится сущим. Это «нечто» (Божественный субстрат) само по себе и в себе есть абсолютное нечто, не обладающее бытием. Однако тварь создана Богом актом творения ex nihilo, т. е. тварь есть абсолютное нечто, ставшее причастным Божественному содержанию. А поскольку абсолютное нечто есть не сущее (но которое им становится благодаря причастности сущему) и так как кроме Бога нет иного сущего, то, будучи причастным Ему, абсолютное нечто возникает, и возникает как «нечто».

Нет никакого инобытия, кроме Бога, и Он есть и Бог и «сотворенный бог» (Боготварь). Бог преодолевает в себе различие Бога и твари тем, что творит из ничего нечто (тварь). Таким образом, тварь «некоторое время» существует как нечто иное, чем Бог, а до этого «времени» вообще не существует и после этого «времени» обожается. Однако для Бога нет ограниченности нашего (эмпирического) времени и все эти «до», «во время» и «после» для Него и в Нем даны всевременно.

Всевременность есть такая временность, которая, несмотря на свое течение (возникновение, исчезновение своих моментов), существует сразу (т. е. данной самой себе во всех своих моментах).

Таким образом, несовершенство (тварь) является моментом совершенства Бога, моментом, который «замкнут в себя» своим несовершенством. Преодоление этого несовершенства и есть преодоление тварности. Она творится из ничего, становится, а затем снова превращается в абсолютное нечто, хотя для Бога, в Боге и с Богом тварь существует вечно и неизменно.

Карсавин всегда считал себя русским человеком и неоднократно подчеркивал, что его идея всеединства является подлинным выражением русского миропонимания.