В. Ф. Эрн: философия Логоса

В. Ф. Эрн: философия Логоса

Владимир Францевич Эрн (1882—1917 гг.) принадлежит к плеяде русских мыслителей (наряду с И. А. Ильиным, о. Павлом Флоренским), стремившихся в начале XX в. воплотить в своем творчестве замыслы «славянофилов» о религиозной (христианской) философии. В своих работах «Борьба за Логос», «Меч и крест», «Время славянофильствует», «Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии», «Основная мысль второй философии Джоберти», «Верховное постижение Платона» В. Ф. Эрн обратился к исконной, идущей от античности (в лице Гераклита, Платона, Филона Александрийского, Плотина) через восточнохристианское средневековье (Иустин Философ, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник), религиозно-философской идее Логоса.

Идея Логоса указывала на посредствующее между Богом и миром разумное начало, к которому был причастен и человек в высших проявлениях своего существа. В рецепции восточнохристианских отцов Церкви эта идея обозначала не только наличие смыслов, «логосов» во всякой вещи, но и «смысл всех смыслов» — второе Лицо Бога-Троицы, Сына Божия, «ипостасную Премудрость», т. е. личностный Разум. В данном направлении мыслил и В. Ф. Эрн. Для него Логос являлся объективно-божественным принципом, пронизывающим мироздание. Но, поскольку «тайны Сущего раскрываются в недрах личности», он был именно Личным Сущим. Логос не дан человеку «на поверхности» вещей. И потенциально соразмерная ему человеческая мысль еще должна стать актуальной, энергийной. Сознание Логоса предполагает как свое необходимое условие сверхобычную напряженность личной жизни, «повышенное онтологически-жизненное самосознание». Та-кую динамическую теорию познания, как отмечает В. Ф. Эрн, воплощали в своей жизни восточнохристианские подвижники (святые), а на философском уровне впервые наметили «славянофилы» И. В. Киреевский и А. С. Хомяков.

В отличие от сознания Логоса, которое есть восхождение по ступеням все большей конкретности при раскрытии и углублении личности, принцип бытия и познания, выработанный в западноевропейской (рационалистической) традиции (идущей от положений схоластики и Р. Декарта), предполагает только субъективно-человеческое отвлечение. В. Ф. Эрн критиковал декартовский исходный пункт теоретической философии («Мыслю, следовательно, существую»), отмечая «пассивность» ratio (рассудка), что обусловливается самим методом самоопределения мысли. По его мнению, мысль берется у Декарта как чистый объект, оторвано от того, что ее созерцает и тем самым превращается только в «мертвую схему суждения». Декарт, приходя к своему положению о первоначальности рассудочного суждения, которое невозможно для несуществующего, стремился преодолеть идею Бога-Обманщика. (Согласно этой идее, Абсолютный Обманщик может внушить человеческой мысли все что угодно, и поэтому невозможно доказать даже собственное существование). В, Ф. Эрн показал, что в действительности ему это не удалось: инертная рациональная мысль не может последовательно преодолеть химеру Бога-Обманщика, которая отнимает у нее всякую почву достоверности.

Цельность, присущая человеческому познанию, распадается при абсолютизации рассудочного его компонента (что происходит в рационалистической традиции). Воля и другие способности выступают посторонними в нем. В итоге, как показал В. Ф. Эрн в своей работе «От Канта к Круппу», рациональное начало сводит познание к только его феноменальному уровню, к овладению тем, что нам является в ограниченных понятиях. Ratio становится не просто характеристикой теоретической науки, но и, воплощаясь в практическую жизнь, приводит к разнузданному (независимому от духовно-нравственных требований) развитию отдельных стремлений и сил человека. Но форсирование развития западноевропейской культуры (одним из оснований которой является философский рационализм) не будет, по мнению В. Ф. Эрна, свидетельством ее действительного прогресса. Напротив, состояние ее духовной скудости и нищеты обнажилось во время первой мировой войны в лице немецкого милитаризма, в изобретении ужасающих орудий массового убийства (политика Круппа). В. Ф. Эрн зафиксировал связь между философским рационализмом и технической цивилизацией, неизбежно приводящую к таким результатам.

По убеждению В. Ф. Эрна, русская философия в современном духовном состоянии мира занимает совершенно особое место. Будучи наследницей «антично-византийского» логизма, она должна побудить Европу уйти от самой себя, от односторонности собственного развития.