Философия длительности Анри Бергсона

Философия длительности Анри Бергсона

Анри Бергсон (1859—1941 гг.) — влиятельный французский философ начала XX в., один из основателей современного интуитивизма. Имея талант художественно и убедительно излагать глубокие мысли, Анри Бергсон еще при жизни получил признание оригинального писателя и философа. В 1927 г. он стал обладателем Нобелевской премии по литературе.

Центральный мотив философии Бергсона заключается в целостном представлении и адекватном теоретическом обосновании непосредственного жизненного опыта. Жизнь есть реальность органическая, развивающаяся, обладающая внутренними — таинственными и сложными — принципами становления (вещей); она «неповторима», и ее процессы «не-обратимы», и, кроме того, жизнь «не допускает предвидения». В то же время жизнь — не просто биологический процесс. Она выявляется Бергсоном и в характеристиках сознания, психической жизни. «Наше я, которое длится», наша душевная жизнь, с ее «непрерывностью истечения, несравнимого ни с чем», с ее последовательными состояниями, следующими друг за другом неделимо и непрерывно — вся эта непредсказуемость «длительности» сознания, есть особое «творческое» качество жизни. «Непрерывность в изменчивости, — пишет Бергсон, — сохранение прошлого в настоящем, истинная длительность — вот, по-видимому, свойства живого существа, общие со свойствами сознания. Нельзя ли пойти далее и сказать, что жизнь есть изобретение, подобно сознательной деятельности, что, подобно последней, она есть непрерывное творчество?»

Возникает вопрос о познании, о средствах отображения творческой реальности жизни. В качестве идеальной формы познания, или собственно философского метода познания, Бергсон предлагает интуицию, или созерцание, независимое от какой бы то ни было связи с практическими интересами, свободное от точек зрения и интеллектуальных методов объяснения. Наука, использующая интеллект, по его мнению, принципиально связана с практикой, с формами деятельности, и поэтому она не может достигнуть беспредпосылочного, бескорыстного и чистого созерцания. «Мы, — пишет Бергсон, — считаем человеческий интеллект зависимым от потребностей в действии».

Интеллект в обширном поле возможного познания выбирает то, что полезно для действия человека на вещи. Это «не тот интеллект, который показывал Платон», поскольку он связан с восприятием, памятью и телом с его функциями, заключающимися в действенном приобщении к материи. Интеллект оказывается лишь освещением зоны возможностей, окружающих действия. В процессе эволюции, по Бергсону, материя (природа) и интеллект приспособились друг к другу. В этом-то и состоит «истина», что «одно и то же обращение одного и того же движения создало разом интеллектуальность духа и материальность вещей. Представить подлинную причину движения и творческого становления вещей интеллект бессилен, так как его действия подобны методу изображения движений в кинематографе. «Вместо того, чтобы слиться с внутренним становлением вещей, мы становимся вне их и воспроизводим их становление искусственно». Интеллектуальное познание нанизывает жизнь на свои единообразные и абстрактные схемы. Оно характеризуется «естественным непониманием жизни». Его истины относительны.

«Абсолютное, — убежден Бергсон, — может быть дано только в интуиции», в некоем роде «интеллектуальной симпатии, путем которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного и, следовательно, невыразимого». Непосредственно постигая сущность вещей, интуиция открывает жизнь как жизнь, основываясь на очевидности «умного» созерцания.

Интуитивное познание демонстрируется Бергсоном путем введения и уяснения понятия «длительности». Поскольку жизненная реальность и интуитивное познание взаимопричастны, соотносимы,-то «развернуть», раскрыть полную интуитивную сущность познания и значит: актуализировать «творческую эволюцию жизни». И Бергсон показывает, что непосредственный опыт жизни — ее длительность — имеет, во-первых, как учил Канг, временную структуру, он длится в непрерывных, континуальных связях, относясь к прошлому и будущему, во-вторых, включает в себя множество слоев, пластов — от поверхностных представлений, образов, интеллектуальных понятий, подчиненных практическим социальным потребностям, до глубинных, до рефлексивных, не искаженных еще вмешательством языка и интеллекта. Так понимаемая интуиция свободна и поистине проясняет и самоуясняет целостную жизнь человека, проникая и «схватывая» случайное. Будучи «чистым восприятием», сопряженным с памятью, интуиция вводит нас «в реальные недра духа», в немое понимание невыразимых феноменов реальности. В этом смысле интуиция перестает быть просто познавательным методом, а становится миросозерцанием, образом жизни, умением жить к длительности, видеть в подлиннике мир и самих себя.

Философия длительности Бергсона оказала большое влияние на феноменологию Гуссерля — учение о непосредственных переживаниях сознания.