Постмодернизм. Общая характеристика

Постмодернизм. Общая характеристика

Постмодернизм, постструктурализм, деконструктивизм — сложное для теоретического анализа и всобъемлющей систематизации явление, охватившее как культуру в целом, так и сферу гуманитарных исследований в частности с середины XX в. К числу самых ярких и известных «теоретиков» постмодернизма относятся следующие мыслители: Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Делез, Ю. Кристева, Ж.-Ф. Лиотар.

Этимология слова «постмодернизм» (постсовременный) разъясняет не столько хронологическое следование некой культурной эпохи за другой эпохой (в данном случае речь идет о смене «модернизма» «постмодернизмом»), сколько — факт произрастания из модернизма неких иных, отличных от него, взглядов на культуру, на философию и др., которые впоследствии составили то, что теперь известно под именем «постмодернизм».

Исходная точка в возникновении постмодернизма — не Д. Джойса «Поминки по Финнегану», написанная автором в 30-х гг. Этот роман положил начало постмодернистской литературе по той причине, что являлся по своей форме совокупностью цитат из различных произведений разных авторов и эпох. Это событие в культурной жизни принято считать началом «постмодернистского движения». Как философское течение или, лучше сказать, совокупность течений в гуманитарных исследованиях, постмодернизм стал оформляться в 60-х гг. в трудах Деррида, Фуко, Лакана. Барга и др.

«По своей сути постмодернизм есть критика метарассказов» (Ж.-Ф. Лиотар). В эпоху Возрождения и Нового времени в рамках философского знания были созданы «мифы» о том, что знание — залог прогресса, культуры, разум — это источник благополучия человека и др. В XX в. раскрылась ложь этих утопических идей, и постмодернисты занялись пересмотром всех оснований культурной жизни человечества с целью опровергнуть ее позитивные ценности и идеалы. Метарассказы составили теоретическое ядро всей философии после Нового времени и потому, критикуя их, критике подвергают всю теория философа, а книга модернистского писателя базу теоретической культуры. Методом в этой критической работе служит ирония.

«Любая интерпретация ошибочна и любая интерпретация верна» (Ж. Деррида). Разработанный Ж. Деррида метод деконструкции открыл новые перспективы в изучении и толковании любых литературных произведений и в понимании их смыслов. Автор, занятый неким литературным творчеством, находится во власти культуры той эпохи, в которой он живет. Усвоение языка, в который мы погружены от рождения, проходит бессознательным путем и, начиная с обучения первым словам и заканчивая своим литературным творчеством, мы находимся, по мысли Деррида, во «власти дискурса» (языка). В связи с этим любое произведение выступает как полифония смыслов, большинство из которых укрыто даже от самого автора. Любая интерпретация произведения, цель которой понять и уяснить смысл, в итоге не сужает пространство текста, а расширяет его. Проще говоря, прочитав текст и как-либо поняв его, я как бы создаю новый текст, т. е. мое толкование — только одно из многих возможных и даже сам автор не имеет монопольного права заявить, что главная идея его произведения именно такова.

«Безумец — это подлинно свободный человек» (М. Фуко). В своей докторской диссертации «История безумия в классическую эпоху» Мишель Фуко открыл дорогу новой проблематике, вводящей маргинальные темы — безумие, насилие, сексуальность — в поле философской рефлексии. По мысли Фуко, безумие — это не есть нечто постоянное для человечества. Оно определяется восприятием той или иной эпохи и культуры и в разные времена понималось по-разному. Образ безумца изменяется вместе с различными социокультурными изменениями и вместе с этим изменяются способы обращения и отношения к нему. В поле философского творчества Фуко попадают такие темы, как функционирование власти, ее генеалогия и история, отношение власти к таким социальным институтам, как образование, медицина и тюрьма. Вычленяя глубокое проникновение власти во все сферы современной жизни, Фуко описывает современную эпоху как «эпоху микрофизики власти». Вся жизнь человека в современной культуре подчинена тем или иным властным регулятивам: светофоры, переходы, ограничение территории, экономическая зависимость, система образования, цензура, установление моды и т. д. — все это проявления безликой, растворенной во всей культуре власти.

«Бессознательное структурировано как язык» (Ж. Лакан). Основатель лингвистического психоанализа, Жак Лакан, по его собственному признанию, не сделал ничего, кроме того, что правильно прочел Фрейда. Под правильным прочтением нужно понимать тот факт, что Лакан использовал разработки современной лингвистики для того, чтобы сквозь призму ее понятий лучше и глубже осмыслить открытие Фрейдом «сферы бессознательного». По мысли Лакана, бессознательное структурировано как язык и любые феномены, природа которых может быть объяснена только участием бессознательного, нужно суметь именно прочитать. Например, любимые психоаналитиками сны нужно понимать как зашифрованные фразы, некие симптомы или вытесненную в подсознание ин-формацию, которую нужно расшифровать. Язык снов — это язык в большей степени поэтический, и всякое событие сна — это метафора, значение которой нужно понять психоаналитику.

Это лишь те немногие вехи постмодернистского движения, которое и ныне является одним из ведущих направлений в гуманитарных исследованиях. Его теоретики утверждают тезис о смерти философии, о господстве политики во всех областях человеческой жизни, говорят о смерти человека и автора, о необходимости создания нового типа человека, от-личного от античного и христианского, о приоритете эксперимента в жизни над любыми нравственными или другими указаниями и др. Но во всем этом многообразии выявляется единое стремление к всеохватной иронии, смешению стилей, отказу от возможности нового и примату цитирования, пониманию всего происходящего как «производства литературы», желание освободиться от власти языка и от любых форм проявления власти в жизни и творчестве. Сильный негативный пафос с радикальным критическим настроем в адрес всего происходящего и происходившего в человеческой культуре — самая яркая характеристика той эпохи, в которой ныне мы все оказались — «эпохе постмодернизма».