Проблема человека и смысл истории в экзистенциальной философии Карла Ясперса

Проблема человека и смысл истории в экзистенциальной философии Карла Ясперса

Карл Ясперс (1883-1969 гг.) — немецкий философ-экзистенциалист, создатель оригинального учения о человеке, его месте в истории. Последуя М. Веберу, своему учителю, Ясперс разделял мировоззрение и научное знание и считал философию особой духовной установкой, предполагающей трансцендирование и соответственно «последнее не знаю».

В центре философии Ясперса — человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. Именно «фактическая действительность во времени», «экзистенциальная ситуация» есть то, что задает историческую уникальность определенной человеческой судьбы, формирует ее болевые точки, ее радости и надежды, ее горе и вину. При рассмотрении сущности человека неверно признавать в нем лишь эмпирический уровень, видеть в человеке часть природы или «тело». Неверно также описывать его через «сознание вообще», через «разум», как это делала рационалистическая философия Нового времени. Важнее, считает Ясперс, учитывать «целостность» мышления, деятельности, чувства. Стремление к целостности есть отличительная черта духа. «Дух есть временное событие; в качестве такового он сходен с наличным бытием (живым, непосредственно эмпирическим «я»), но, в отличие от последнего, он движется с помощью рефлексии знания». И все же эти три уровня не учитывают самого глубинного ядра человеческой личности, а именно, экзистенции.

Экзистенция есть нечто, что никогда не может стать предметом, поэтому она не постигается ни научным познанием, ни философским созерцанием. Экзистенция, говорит Ясперс, не может быть «найдена» среди предметного мира, ибо экзистенция есть свобода. Именно в свободе коренится бытие самости. Спонтанность же свободы невыводима, но именно она как атрибут экзистенции выходит за пределы мира и соприкасается с трансцендентным. Встреча с трансцендентным («запредельным») освобождает человека. Напротив, «без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим началом». С трансцендентным связаны жизнь и судьба человека, но сама трансценденция, по Ясперсу, абсолютно непостижима для разума. Поэтому сам разум нужно обосновать исходя из экзистенции, нужно раскрыть единство разума и экзистенции.

В работе «Разум и экзистенция» Ясперс обращается к понятию веры, но дает ей особую характеристику. «Основой нашей веры не может быть то, что в своей сущности только негативно, иррационально, что ввергает во тьму безрассудства и беззакония. Философская вера, вера мыслящего человека всегда отличается тем, что она существует только в союзе со знанием. Она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя». Проблема разума и экзистенции — это проблема универсального и уникального, всеобщего и единственного. И Ясперс решает ее на почве коммуникации. Ведь вне коммуникации невозможна и человеческая свобода (экзистенция). Человек свободен, когда свободен и другой. «Изолированное или изолирующее себя самобытие остается простой возможностью или превращается в ничто». Таким образом, Ясперс открывает «экзистенциальную коммуникацию» как форму соединения разума и экзистенции. Если экзистенция — это бытие, то разум вносит в нее начало понимания, освещения изначально темного бытия.

Экзистенция как бытийное ядро личности с особой силой открывается самому человеку в «пограничных ситуациях» — в смерти, в смертельной болезни, страдании, вине, борьбе и т. п. Лишь по-настоящему пережив хрупкость и конечность своего существования, человек может открыть для себя трансцендентный мир, таинственный и божественный.

Понятие философской веры стоит в центре и философии истории К. Ясперса. Поскольку она, в отличие от религиозной веры, присуща всем людям, то человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. История определяется духовными факторами, среди которых первую роль играют те, что связаны с экзистенциальной жизнью, а стало быть, с толкованием трансцендентного. Единый для всех народов смысл история получает вместе с рождением философской веры. Время ее рождения Ясперс называет «осевой эпохой» и относит к 800-200 гг. до н. э. Именно в это время возникли параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции такие духовно-философские движения, которые, по Ясперсу, сформировали тип человека, существующего и доныне. Это «пробуждение духа» (экзистенции) — начало новой — коммуникационной — истории человечества. В этом же и нужно искать средства выхода из современного духовного кризиса, пути к единению культур, к предотвращению столкновений в сложных исторических ситуациях.