Философия Фрэнсиса Бэкона

Философия Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626 гг.) — великий новоевропейский философ, стоящий у истоков эмпирической методологии в построении научного знания. Уже в молодости обнаружились его выдающиеся умственные способности, так что в 12 лет он поступает в университет Кембриджа, а в 16 — выражает свои первые критические замечания по поводу схоластической философии. Будучи специалистом в области права, Бэкон занимает высокие должности в Английском королевстве: советник при Елизавете, а после ее смерти — при Иакове I. В 1619 г. его даже назначают великим канцлером, позднее он становится бароном Веруламским. Однако вскоре Бэкон испытал позорное унижение: его обвинили во взяточничестве. Последние годы жизни он занимается наукой в тихом уединении.

Несмотря на наличие в философии Бэкона глубоких метафизических мыслей, ее основным принципом является эмпиризм, нацеленность на внешнее, чувственное, опытное. Именно опыт Бэкон превратил в необходимость, сделал предметом философского исследования. Философия должна служить науке, ведь сущность последней состоит в том, что она является «отображением бытия», и ее цель — «приносить пользу человеческой жизни, обогащая ее новыми изобретениями и сокровищами». Согласно Бэкону, человек имеет столько силы, сколько он знает, его знание и умение совпадают, ибо «господствует над природой лишь тот, кто к ней прислушивается». Однако, считает философ, науки до сих пор находились в крайне печальном, жалком состоянии, были «мертвой вещью», чем-то неподвижным, как «статуи», не делая значительных открытий. Для восстановления наук философия обязана перейти от созерцания к делу: дать «ключ к общим субстанциальным свойствам… тел, их сил и действий, исходя из естественных и бесспорных оснований; не менее важно и то, что она проникнет в самую сущность движения, не ограничится объяснением явлений, но покажет происходящее в основе природы, представляя фактическую и реальную истину».

Но для этого, по Бэкону, необходимо освободиться от всех теорий и предрассудков, «ибо в царство человечества, основанное на науке, можно войти только чистым, как дитя, так как в царство небесное». И философ выделяет четыре главных типа ложных предрассудков (идолов). «Идолы рода» коренятся в человеческой природе. Это — свойство ума предполагать в вещах больший порядок и единообразие, чем оказывается на деле, не удерживаться в надлежащих границах, склонность к абстрагированию и т.п. «Идолы личного кругозора» — порождение темной «пещеры человека», его темперамент, воспитания, привычек и т.п. «Идолы общественных отношений» образуются из разговоров, речи, произвольного употребления слов. И «идолы театра» — это различные догмы пред-шествующих философов. От всего этого нужно освободиться.

И все же, по Бэкону, опыт даже очищенного разума, проводимый без определенного метода и предоставленный самому себе, является лишь «блужданием в темноте». Только через метод, «через искусство дух справляется с вещами». Таким методом, от которого зависит спасение наук, является индукция. Она отличается от силлогистики и представляет собой расчленение и разделение природы надлежащими исключениями и выделениями. Природа должна формально анатомироваться. Метод индукции, предлагаемый Бэконом, предполагает перечисление всех, как положительных, так и отрицательных качеств в вещах, что приводит к полному определению предмета. Индукция как бы «поднимается и опускается: нверх к общим положениям, вниз к экспериментам». Она способствует развитию человеческого знания, имеет своей целью «формы» или «истинные отличия». 

Познание форм — важнейшее в философии Бэкона, ибо «форма предмета есть именно истинная сущность его», закон и определение «чистой деятельности природы». Кто познает формы, тот поймет единство природы и в самых различных пещах. Как наука о форме, о единстве природы метафизика есть самая важная наука.

Вообще, философия делится Бэконом на три части: естественную, или рациональную, теологию, философию природы и философию о человеке, однако всем им должна предше-ствовать всеобщая наука — матерь всех прочих наук — первая философия (метафизика). Но венцом всей бэконовской энциклопедии искусств и наук является «священная», или «бо-говдохновенная», теология. «Как мы должны повиноваться божественному закону, несмотря на сопротивление нашей воли, гак должны мы верить слову Божьему, несмотря на сопротивление нашего разума. Чем нелепее и невероятнее божественная тайна, тем большую честь воздаем мы Богу, веря в нее».

«Наукоучение» Бэкона оказало влияние на весь английский эмпиризм (учение об опыте) в XVII—XVIII вв.