Основные идеи античного неоплатонизма

Основные идеи античного неоплатонизма

Неоплатонизм — одно из ярких позднеантичных явлений, в рамках которого осуществлялась разработка и углубление основных идей философии высокой классики — Платона и Аристотеля. Выдающиеся умы, среди которых такие, как Плотин, Порфирий и Прокл, завершили общий синтез греческого интеллектуализма.

Плотин (205—270 гг.) — крупнейший систематизатор платоновского учения, считал, что первоосновой всего существующего является Единое, именуемое им Богом. Это — всеобъемлющий мир истинно-сущего, Бытие, от которого «проистекают» («изливаются», эманируют) все умопостигаемые сущности, души и, наконец, конечные вещи. Оно — Благо и причина истинной красоты. И все же это Абсолютное Бытие непознаваемо обычными интеллектуальными усилиями. Пока душа в теле — она спит глубоким сном. Между тем, согласно Плотину, подлинное знание состоит в проникновении в Единое. Человек же погружен в чувственно-практический способ жизни. Даже Прекрасное он видит только в вещах. Лишь тот, кто ориентирует себя на душевные добродетели и развивает привычку к умосозерцательности, обращается к своим подлинным глубинам и находит покой, истину и красоту. Это предполагает аскетизм. На самой высокой ступени аскетического совершенствования, по Плотину, душа восходит к Единому Богу, но так, что он сам «осеняет» душу и она как бы «исступает» из тела и в некоем экстазе «сливается» с ним.

Порфирий (232—303 гг.) — ученик Плотина, также учил знанию, сближающему душу с Божеством. Такое знание возможно в порядке самопознания, от чего появляется любовь.Любовь — единственное, что стремится к очищению души и уподоблению Богу через совершенствование духовного начала ума.

Поскольку душа свободна и имеет свободную волю, то она, по мнению Порфирия, может выбирать жизнь по Богу или склоняться перед «низкими» пожеланиями тела.

Вообще в неоплатонизме, несмотря на признание в нем единства души и тела, формы и материи, природно-физическое и телесное начало теоретически уничижается, поскольку приоритетной ценностью считается чистая мыслящая душа, а высшей добродетелью — знание.

Прокл Диадох (412—485 гг.) — известный толкователь Платона, в 437 г. возглавлявший платоновскую Академию. Философ построил иерархическую систему Бытия, начиная с Единого и Божественного, от которого происходят боги единичные, далее, боги, стоящие на грани видимого и невидимого, еще ниже — боги мыслящие, которым подчинены мыслящие чуши, затем — души «демонические» (ангелы, демоны и герои), и — «частичные души», способные одушевлять тела.

Прокл доказывал, что лишь любовь связывает человека с божественной красотой, познание открывает истину, а вера соединяет его с милостью богов.