Идеальный образ государства у Платона

Идеальный образ государства у Платона

Понимание природы государства важная часть общей философии Платона, призванная конкретным образом подчеркнуть особенности его идеализма, ведь идея — не только отвлеченная сущность, а мир, включая вечную природу и человеческую жизнь, — не только грубая и случайная материя. Напротив, они всецело связаны: одно является условием реализации другого. Поскольку государство — бытие социальное, в котором обнаруживаются все стороны жизнедеятельности людей, важно, чтобы оно было устроено наилучшим способом. Поэтому государство Платон в своем диалоге «Государство» рассматривает целостно, подчиняя весь социальный космос общему идеальному устройству, видя в сущностном возможность сохранения порядка и гармонии в обществе.

И такое сущностное он видит в идее справедливости. Справедливость — это и ценность, и геометрическая соразмерность частей, и добродетель, включающая мудрость, бескорыстие, подлинную силу, целесообразность и действие. И она бывает присуща как отдельному человеку, так и государству.

Конструируя устройство своего идеального государства, Платон непрестанно руководствуется понятием справедливости. И прежде всего он выделяет три класса — трудящихся, воинов и правителей — людей, в соответствии со своими природными задатками служащих общественному благосостоянию. Их наличие обусловлено самой предпосылкой возникновения государства, когда люди не могут удовлетворять себя самостоятельно ни в пище, ни в жилье, ни в одежде, а нуждаются во взаимных трудах друг друга. Главное, говорит Платон, что каждый человек должен быть счастлив, производит ли он хлеб, вино, одежду, обувь, строит ли дом или охраняет рубежи, или, подобно рассудительному мудрецу, управляет всем государством.

Платон пишет, что «переход одного сословия в другое — величайший вред для государства и с полным правом считается преступлением». Этим подчеркивается полезность структурно-иерархической статичности в идеальном государстве Платона и отрицается всякая демократия. Известно, что для Платона не демократия Афин, а устроение военизированной Спарты являлось идеалом. Этим объясняется и то значение, которое он придавал воинам.

Воины — защитники государства, люди мужественные и храбрые. У них не должно быть собственных интересов, их закон — «не опустошать страну и не поджигать домов». У воинов, по Платону, должны быть общие дети и жены и только особо отличившимся разрешается вступать в брак.

Но еще более высокое место в государственной системе Платона отводится правителям. Указанные три сословия не случайны — они соответствуют трем способностям души: рассудительности, вожделению и духу, «способному удерживать все это», т. е. воле. Как в общей онтологии Платона разум занимает центральное место и представляет заботу философов, так и в государстве правители должны являть добродетельный образ жизни, а такими могут быть только философы. Философ — тот, «кто познал сущность каждой вещи», у кого душа правдивая, ненавидящая ложь, некорыстолюбивая и любящая истину. Философу свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени, а также «хорошая память, тонкость ума и своеобразие». Конечно, такие люди рождаются редко. И все-таки именно они должны быть правителями.

Признание за философами права быть правителями — самое существенное в социологии Платона. Ведь только философы могут быть по-настоящему справедливыми и мудрыми, а главное, они созерцают идею блага, идею верховную в идеальном мире, от которой зависят истина и разумение.

Итак, в учении Платона о государстве можно видеть как предвосхищение целого ряда теорий (о разделении труда, о социальной стратификации и др.), так и уникальность. Оно оправдывает философию в глазах общества, мало того, отстаивает взгляд о непременном «участии» умного, идеально целостного бытия в любой реальности, в том числе государстве.