Философия личности Эмманюэля Мунье

Философия личности Эмманюэля Мунье

Эмманюэль Мунье (1905—1950 гг.) — известный французский философ, патриарх персонализма (философии личности) — интеллектуального течения, которое главенствующее место на иерархической лестнице ценностей отводило личности (персоне). Сам Мунье в своих работах «Персоналистическая и коммунитарная революция» (1935), «Манифест персонализма» (1936), «Анархия и персонализм»(1937), «Персонализм и христианство» (1939) неоднократно подчеркивал, что персонализм — это не философское учение, а образ жизни, при котором человеку постоянно требуется помнить, что он как личность не заканчивается пределами своего тела. Личность существует только в движении к другому, познает себя только через другого, обретает себя только в другом.

Причину возникновения персонализма можно видеть в осмыслении итогов первой мировой войны, которая наглядно продемонстрировала, что существует два вида человеческого поведения («движения вовне»). Мунье называет их «интериоризация» и «экстериоризация».

Интериоризация — это такое «движение вовне», когда человек ради сохранения собственного «Я» (персоны) готов принести в жертву другие «Я». Экстериоризация представляет собой иное «движение вовне», когда человек отказывается от собственной персоны («Я»), принося ее в жертву ради какой-то утопии или фанатичной идеи. Мунье рассматривает оба эти движения как крайности и выдвигает идею персонализма именно как «золотую середину». Однако персонализм неправомерно отождествлять с индивидуализмом, так как последний рассматривает «Я» как изолированную реальность, изначально отделенную от других «Я». Индивидуализм превозносит эту «отделенность» в качестве специфической цели, предписывая нам, осажденным со всех сторон враждебными силами, хранить наше отличие и нашу «суверенность» как главную и единственную ценность. Тем самым он утверждает, что наше сознание по природе своей некоммуникабельно, более того, что оно противится коммуникации (общению) с другими людьми и является принадлежностью неустранимо одинокого индивида с присущими ему одному способностями. Случается, что индивидуализм стремится выйти за пределы единичного сознания, но поскольку он изначально замкнут в себе, никакая диалектика не в состоянии преодолеть его границы.

Персонализм же подчеркивает, что человек обретает себя в своих отношениях к «другим», к миру вещей, становится самим собой в труде, товариществе, дружбе, любви, деятельности, в контактах, а не один на один с самим собой.

Человек является человеком только благодаря вовлечению. Это вовлечение безвозвратно и безоглядно. Так человек с самого рождения оказывается вовлечен в свое тело, в свою семью, в свое окружение, в свою нацию и т. д. Его «Я» для французского философа не бестелесное и «суверенное» Cogito, пребывающее в мире идей, а бытие обремененное. При этом «Я» это всегда «Я здесь и теперь», а точнее «Я здесь и теперь среди людей со своим прошлым». Поэтому «Я» осуществляет себя, «трансцендирует», если только не теряет связь со своим телом, своей семьей, своим окружением, своей нацией и т. д. Такое вовлечение хотя и тяжкое бремя, но не проклятье. Оно способствует сохранению нашего равновесия, удерживает от эгоцентризма и нарциссизма.

. Личность может быть понята, если изучать ее уже пребывающей в своей изначальной ситуации и вовлеченной в опыт общения. Ее нельзя определять, поскольку она возникает и проявляет себя внезапно, противопоставляя себя всему и вся. Она не является субстанцией, обладающей предсуществованием. Она — творческое существование, существование в са-мой явленности и благодаря явленности. Если ей удается вырваться из этой явленности, то не путем замыкания, а путем «трансцендирования». И в этом также одна из ее существеннейших способностей. Личность утверждает себя не вне мира и не в изоляции от «других, а в борьбе с безличным и безответственным миром, миром отступничества, где жизнь угасает. Личность утверждает себя в мире присутствия, напряженности, полноты. Таким образом, философия личности Э. Мунье не считает одиночество сущностной чертой человека. Эта философия не обрекает человека на бесплодные мечтания, не толкает его к уединению и бегству от действительности, а напротив, зовет его к активной жизни и действию.

Наиболее актуальным персонализм являлся в период второй мировой войны, когда человек, ощущая свое одиночество, старался сохранить и свое «Я» и «другое». Однако после ее окончания былой кураж персонализма остыл, хотя попытки его реанимирования предпринимаются каждый раз, когда над человечеством нависает какая-либо новая угроза войны.