Философия Николая Онуфриевича Лосского

Философия Николая Онуфриевича Лосского

Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965 гг.) — русский философ. Развивая идею всеединства в неолейбницианском духе, создал концепцию интуитивизма или мистического эмпиризма. Основные сочинения: «Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое», «Условия абсолютного добра», «Ценность и бытие», «Бог и моровое зло». Основные учения философа показывают нам многогранность его философии. Лосский создает теорию познания интуитивизма, учение о координационной сущности восприятия, об индивидуальном и реальном бытии, о субстанциальном деятеле, об иерархическом персонализме, о конкретном идеалреализме, о сверхкосмическом принципе мира, об онтологической природе ценностей, об абсолютном добре, о Царстве Божием, о персоналистической теодицее.

Остановимся на центральных положениях теории познания интуитивизма. Мистический эмпиризм учит о непосредственно познаваемом мире. Между субъектом и объектом знания нет реального разрыва. Действительность познается так же непосредственно, как и мир «я». Объект знания находится в самом процессе знания, а не вне его. Объект знания имманентен процессу знания и трансцендентен субъекту знания. Объект знания не есть копия, символ или явление познаваемого предмета. Сам предмет как таковой, как оригинал, есть объект знания. Точнее, сравнение его с другими, имманентно данными предметами, и дифференциация их, есть объект знания. «Объект знания, — пишет Лосский, — как сознаваемый объект должен быть переживанием, сравненным с другими переживаниями, и должен находиться в самом этом процессе сравнивания».

Познавательная деятельность состоит в усмотрении сходства и различия, тождества и противоречия. Непосредственное созерцание предмета Лосский называет интуицией. Предмет внешнего мира становится имманентен сознанию в результате действия интенциональных актов внимания, различения и т. п. Интенциональные акты — трансцендирующие акты, они выходят за пределы психофизической индивидуальности. Сознание состоит из «я» субъекта, его интенциональных актов и из «данных» субъекту предметов внешнего мира. Сознание Лосский рассматривает как «сверхиндивидуальное целое». Субъект является причиной вхождения предмета в сознание, но он не причина бытия предмета. Единство сознания обусловлено тождеством «я». То, что возникает, существует и проходит во времени, имеет временную форму. Событием философ называет то, что имеет временную форму. Реальное бытие состоит из событий. Идеальным бытием является то, что не имеет пространственной и временной формы. «Я» не существует во времени и обладает поэтому сверх-временным, идеальным бытием. При помощи гносеологической координации решается проблема «вхождения» предмета в познавательный процесс. Координация «я» с миром раскрывается через введение понятий «для-себя-бытия» и «для-другого-бытия». Органически целостное единство мира содержит в себе две формы имманентности, выражаемые понятием «для-себя» и «для-другого» бытия. Поэтому Лосский утверждает: в мире «все имманентно всему».

Называя свою теорию идеал-реализмом, Лосский этим подчеркивает зависимость реального бытия от идеального бытия. Интеллектуальная интуиция непосредственно созерцает идеальное бытие. Интуиция мистическая созерцает металогическая кое бытие. В учении об интуиции металогическое бытие — это сверхсистемное начало, в котором нет множественности.

К сверхсистемному началу неприменимы законы тождества, противоречия, исключенного третьего. Из-за несоизмеримости с миром сверхсистемное начало характеризуется как Божественное «Ничто». Интересна мысль философа о том, что исследование мира необходимо приводит к созерцанию сверхсистемного начала. Органическая целостность мира обусловлена сверхсистемным началом. «Мысль, — пишет философ, — что мир существует не сам по себе, а сотворен Сверхмировым существом, есть истина абсолютно достоверная, строго и точно доказуемая». Учение о субстанциальных деятелях пронизывает многие работы философа в области гносеологии, онтологии, этики, аксиологии, теодицеи. Разрабатывая метафизику христианского миропонимания, философ учит о тварной личности, т. е. о высшем развитии субстанциального деятеля. Абсолютная полнота бытия достигается тварной личностью актами свободного творчества при помощи божественной благости. Высшей ценностью достойной высочайшей любви является Бог. Однако учение о субстанциальных деятелях, о психосоматической сфере бытия, о перевоплощении и персоналистическая теория эволюции свидетельствуют об отходе философа от духовных корней русской религиозной философии.