Метафизика Евгения Трубецкого

Философия Сергея Николаевича Трубецкого

Сергей Николаевич Трубецкой (1862—1905 гг.) — русский религиозный философ, публицист и общественный деятель. Основные сочинения: «Метафизика в Древней Греции», «Учение о логосе в его истории», «О природе человеческого сознания», «Основания идеализма». В работе «Основания идеализма» Трубецкой создает учение о конкретном идеализме.

Как же рассуждает автор об основах идеализма? Начнем с основных этапов определения сущего. Сущее — явление объекта субъекту. Сущее как явление возможно только в процессе идеального, внутреннего отношения к субъекту. Определяя сущее как являющееся, мы даем ему субъективное определение. Дальнейший ход мысли приводит к объективному определению сущего. Из истории философии Трубецкой выводит ряд отвлеченных определений сущего по категориям качества и количества (8 определений), и по закону достаточного основания сущее — основа своих определений. В философии Гегеля Трубецкой находит определение сущего как объективной мысли или абсолютной идеи. Критикуя идеализм Гегеля и последующую за ним философию, Трубецкой приходит к пониманию недостаточности определения сущего как идеи.

Сущее — чувствуется, представляется, мыслится. Если сущего самого по себе нет, то все сводится к сознанию. Нет и субъекта сознания. Трубецкой ставит вопрос: как мы можем знать о самобытности сущего? Ни чувства, ни мысли не имеют в себе достаточных логических оснований для признания реальности сущего. Предположение сущего (вещей, других существ) вне и независимо от сознания субъекта есть акт веры. Сущее, следовательно, определяется и как предмет веры. Утверждая реальность сущего актом веры, Трубецкой следует, несмотря на различия, за Фихте и Соловьевым. В познании непосредственно взаимосвязаны чувство, мысль и вера. Верой предметы восприятия и познания утверждаются в своей реальности и независимости от сознания.

Универсальный и логический характер нашего мышления Трубецкой обосновывает внутренним соотношением нашего духа с сущим. Трубецкой утверждает: наше «я» как субъект мышления находится в имманентном отношении к сущему. К центральным идеям философии Трубецкого относится выдвигаемый им «закон универсальной соотносительности сущего». Действие закона обнаруживается в чувственном опыте, который организуется в соответствии с универсальными формами пространства и времени, в формальной всеобщности логических категорий. Все, что существует, находится в том или ином отношении. Основной категорией сущего и сознания является отношение. Закон универсальной соотносительности — основная истина философии. Закон объясняет реальность внешнего мира, его независимость от сознания.

Только то, что самобытно, что имеет реальное бытие, помимо отношений, подчиняется действию закона. Если бы вещи полностью растворялись в отношениях к субъекту и к другим вещам, то они не были бы реально существующими. Субъект сознания сам по себе не исчерпывается сознанием. Если бы он исчерпывался сознанием, то он не был бы субъектом. Сущее не есть система отношений без того, что вступает в отношения. «Наше сознание, — пишет Трубецкой, — обусловлено внутренним соотношением вещей, в основании которого лежит абсолютное всеединство сущего». Внутренняя соотносительность проявляет себя и во внешних взаимодействиях. Без внутреннего соотношения не было бы сознания. Сознание, познание и восприятие нельзя объяснить одними внешними соотношениями, саму суть в них можно открыть только признавая внутренние соотношения. Сознание имманентно субъекту и трансцендентно сущему. Предметом сознания является соотношение субъекта и сущего в их реальности. В самосознании субъект отличает реальное «я» от реального «не-я» и сознает свое «я» субъектом и объектом отношений.Субъект чувства и мысли имеет внутреннее соотношение с сущим. Таким образом, отношение субъекта к реальности сущего происходит в чувственном опыте, в логическом мышлении, в акте веры и опирается на закон универсальной соотносительности, на время и пространство как чувственные формы внутренней соотносительности вещей. В соответствии с этим, Трубецкой объясняет логическую природу мысли отношением субъекта к реальности сущего. Трубецкой рассуждает в духе своих предшественников. Так, например, Декарт незыблемость положения: «мыслю, следовательно, существую» основывал на Боге. Кант предполагал «вещь в себе» и трансцедентальные идеи в роли регулятивных принципов познания. Фихте учил о неизбежности ограничения в созерцании, о бессознательном продуцировании «не-я» и об абсолютном «я». Шеллинг — о тождестве субъекта и объекта. Соловьев — о «всеединстве».

Свое собственное понимание сущего приводит Трубецкого к конкретному определению абсолютного. Сущее как основа мира, субъекта и своих определений становится абсолютным: помимо него ничто не мыслимо. Как подходит Трубецкой к определению абсолютного? 1) Оно сверхотносительно, свободно, имеет потенцию своего другого. 2) Мир относительных вещей и существ раскрывает всемогущество абсолютного. 3) Абсолютное есть реальный субъект, содержащий в себе начало своего Логоса. 4) Основанием логики является реальность абсолютного. 5) Абсолютное мыслится как «субъект волящий». 6) Как всеблагая, свободная воля абсолютное утверждает себя в действительности своего другого. Абсолютное заключает «в себе всеединое начало сущего, полноту потенций бытия». В конкретном определении абсолютного Трубецкой видит основание конкретного идеализма, соответствие требованиям религиозного сознания, соответствие вере в личного Бога и согласование с научным познанием действительности. В основаниях конкретного идеализма мы видим религиозное содержание философии Трубецкого.

В работе «О природе человеческого сознания» С. Н. Трубецкой развивает учение о соборности сознания. Обоснование соборности сознания основывается на предположении абсолютного вселенского сознания и всеобщей, универсальной чувственности. Учение Канта о чистых формах созерцания легло в основу гипотезы об универсальной чувственности. Историко-философские труды С. И. Трубецкого актуальны и в наши дни.