Философия Семена Людвиговича Франка

Философия Семена Людвиговича Франка

Семен Людвигович Франк (1877—1950 гг.) — русский религиозный философ. Основные сочинения: «Предмет знания», «Душа человека», «Смысл жизни», «Непостижимое», «С нами Бог», «Свет во тьме», «Реальность и человек». Следуя концепции «всеединства», он создал метафизическую систему мистического реализма. Истинная философия может быть только мистической философией. Объектом мистического опыта является предметная реальность внешнего мира. Основные аспекты исследования «Непостижимого» и «Смысла жизни» дадут нам возможность в общем виде представить мистический реализм Франка. «Непостижимое» рассматривается в гносеологическом анализе предмета знания и в сфере предметного бытия. Франком вводится представление о металогическом единстве бытия, о субстрате металогической конкретности. В основе познания лежит трансцендентный акт непосредственного обнаружения непостижимого в реальных вещах предметного мира. В каждом фрагменте бытия как бы светится абсолютное. Первичным слоем реальности является металогическое единство. Понятия и их логические связи объясняются металогическим единством бытия. Отвлеченное знание основано и вытекает из непосредственной интуиции предмета. Металогическая цельность бытия представлена в каждом предмете познания. Поэтому предмет познания берется в его металогической цельности.

Учение о металогическом единстве бытия дает возможность Франку говорить о наличии в сознании непостижимого как трансрациональной реальности. Между отвлеченным знанием и непосредственной интуицией предмета как знанием первичным, существует «металогическое соответствие». «Непостижимое» обнаруживается Франком в идеальном бытии, в безусловном бытии и в реальности. Франк видит в непостижимом «самооткрывающуюся» реальность в контексте соотношения «я — ты», «духа» и «души», в тайне личности. Абсолютно непостижимым является Бог в Его отношении к человеку и миру. Между мистическим и познавательным Франк устраняет всякие границы. Сознание трактуется в аспекте учения о «всеединстве» как абсолютном бытии.

Философ устанавливает тождество между сознанием, жизнью и бытием. То, что имеет бытие, то имеет и знание о своем бытии, о жизни. Бытие немыслимо без самосознания себя. Предметное бытие и духовная жизнь укоренены во «всеединой» первооснове. В «Абсолютном» выделяется два аспекта бытия: духовная жизнь и предметное бытие. То, что не существует для себя — не есть подлинное бытие. «Живое знание» — атрибут истинного бытия. Истинную жизнь, как единство жизни и истины, мы находим в глубинах бытия и в Нашей сущности и осознаем как нечто абсолютное и сверхэмпирическое.

Стремление к вечному благу жизни является важнейшим фактом человеческой жизни.

Все временное не может обосновать смысла жизни. Смысл жизни не уносится потоком времени, а сохраняется в нем. Как основа бытия человека смысл жизни должен быть связан с тем, что неподвластно времени. Жизнь человека должна обладать вечностью, иначе она не может быть осмыслена. Свобода — необходимое условие поиска смысла жизни. К условиям поиска смысла жизни Франк относит разумность жизни, разумную цель жизни. Существуют два необходимых условия возможности смысла жизни: существование Бога и наша собственная причастность Ему. Осмысленность жизни видится Франком в служении высшему и абсолютному благу. Утверждение о том, что жизнь бессмысленна логически противоречиво, потому что утверждает осмысленность разумного познания бессмысленности жизни. Обретение смысла жизни невозможно без осознания бессмысленности того, что не имеет отношения к абсолютному благу. То, что входит в содержание смысла жизни обладает особым статусом существования. Смысл жизни относится к духовным сущностям, к самоочевидной явленности и утверждается духовным взором и умозрением. Добро, истинное благо и все, что придает жизни смысл существует в реальности непостижимого и абсолютного. Наши собственные искания умом и сердцем свидетельствуют об этом.

Франк признает веру высшим актом «сердечного знания». Благодаря вере мы усматриваем свою утвержденность в Боге, в Правде. Только в христианстве можно найти истинный смысл жизни. В Иисусе Христе как в Богочеловеке происходит нераздельное и неслиянное единение Бога и человека. В нераздельности и неслиянности Франк усматривает последний глубины бытия и человека. В таком единении раскрывается абсолютная свобода Бога и человека. Смысл жизни невозможен без любви человека к Богу, сверхбытийным основанием которой является любовь Бога к человеку и миру. Найти смысл жизни значит обрести себя в Боге, осознать себя восходящим к Богу. Смысл жизни предполагает мужественную борьбу со всеми силами, препятствующими нераздельному и неслиянному единению с Богом.