Огюст Конт и основные положения первого позитивизма

Огюст Конт и основные положения первого позитивизма

Огюст Конт (1798-1857 гг.) — французский философ, основоположник позитивизма, родоначальник социологической науки, влиятельный общественный деятель. В молодости он был секретарем Сен-Симона, позже — экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. В своем главном произведении «Курсе позитивной философии» (1830—1842) Конт подверг критике религиозное и спекулятивное философское мышление, объявив позитивное научное знание единственно верным, достоверным и истинным.

Знание должно быть «позитивным», а значит, реальным, соответственным мышлению, доступным нашему уму. Позитивное «исключает непроницаемые тайны», напротив, оно обращается и имеет дело лишь с «положительным», с тем, что дано в качестве «внешней структуры явлений». В противоположность немецкому идеализму, Конт, опираясь на философию Давида Юма, говорит о невозможности познать причину вещей, но лишь — описать «факты» и то, как они протекают. Вместо «праздного любопытства» такое положительное знание должно быть полезным, улучшать условия и приносить пользу действительному индивидуальному и коллективному существованию. Оно должно быть достоверным и точным, выражать «стремление философии к точности». Будучи скептичным по отношению к реальности «метафизических сущностей», позитивизм, по Конту, не должен отрицать «ни существование, ни не существование Аполлона, Минервы и т. д.», поскольку пока это не доказано. Позиция позитивизма — опора в рассуждениях на опыт, факты Это в принципе «эмпирическая» философия, но только в ней отрицается безоговорочное признание идеальности или материальности опыта. Позитивизм XIX в. — резкий антипод господствовавшему в то время материализму. Конт разработал «закон трех стадий» развития человеческого мышления, в котором утверждаются наличие и поэтапная смена трех основных типов мирообъяснения — религиозно-мифического (теологического), философского (метафизического, отвлеченного) и научного, т. е. позитивно. Исходя из строгой последовательности смены этих типовстадий, научно-позитивная система взглядов не могла возникнуть раньше, так как этому должна предшествовать теория. Позитивизм для Конта и является той первой философией, Которая уясняет последние теоретические основания наук, среди которых им выделяются отвлеченные и частные. Важнейшим основоположением позитивной философии является требование всецело сосредоточиваться на изучении действительных законов явлений. Необходимо объяснять факты, опираясь исключительно на наблюдения, признавать все явления подчиненными неизменным естественным законам. Нужно не указывать причины, а только анализировать условия, а после этого — «классифицировать» знания. «Тенденция к всеобщности противна истинному духу позитивной философии».

Опираясь на свой метод, Конт производит систематизацию наук, среди которых особое место занимает социология. В рамках последней собственно позитивизм получает статус «социальной религии». Только при нем возможны «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель — основной характер окончательного строя».

У Конта получает начало «психологическое» изучение логики — истинных законов функционирования человеческого разума. Этот вид исследований особую фундаментальность обретает в трудах английского мыслителя Дж. Ст. Милля, видевшего в логике науку о доказательстве или очевидности, и как в таковой — науку о проявлениях разума, служащих для оценки очевидности. Рассматривая логику в индуктивном и психологическом ключе, Милль тем самым поставил острую проблему основания объективного знания. Эта тематика породила большой философский резонанс к концу XIX в. С позиций позитивизма выдвигаются новые теории (Р. Лотце, Г. Спенсер, В. Вундт, Э. Гартман и др.), появляются новые течения в философии — аналитическая философия, феноменология, эмпириокритицизм, конвенциализм и др.