Натурфилософские взгляды Ф. В. Й. Шеллинга

Натурфилософские взгляды Ф. В. Й. Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854 гг.) — немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Основные сочинения: «Система трансцендентального идеализма», «Изложение моей системы философии», «Философские исследования о сущности человеческой свободы», «Философия откровения», «Философия и мифология». В философской эволюции Шеллинга выделяют следующие периоды: «философии природы», «трансцендентального идеализма», «философии тождества», «философии откровения». Философы после Канта стали понимать развитие мира как логическое, необходимое развитие мысли. Самодвижение мышления у Фихте проходит в соответствии с диалектической трихотомией, через тезис, антитезис, синтез (три основные положения фихтевской философии). Шеллинг сохраняет диалектическую трихотомию в качестве исходного методологического принципа. На место «я» Фихте Шеллинг ставит «бытие». Комбинация понятий у Шеллинга, в отличие от Фихте, приобретает фантастический характер.

Фихтевскую идею о том, что деятельность порождается противодействием, Шеллинг превращает в принцип динамического единства противоположностей. В природе обнаруживается Шеллингом динамическое начало, на нее он смотрит как на живую систему. Действие противоположно направленных сил обнаруживается им в ряде физико-химических процессов: в оптическом излучении, электричестве, магнетизме, в процессах окисления, горения. В основе противоположно направленных сил лежит изначально живая сила. Несмотря на противоположные силы, природа понимается гармонически* как целостный живой организм. Гармоническое единство обосновывается понятием «мировой души» в соответствии с традицией платонизма. В природе происходит становление, причем бессознательное, духовного начала. Бессознательная духовность вещей через ряд прогрессирующих ступеней переходит к сознанию. Осознает же себя духовное начало только в человеке. Поскольку природа есть целостный живой организм, то живое не рождается из неживого, неживое — результат окончания жизни. Идеи Шеллинга о том, что в природе действует единая живая сила, что духовное начало действует в природе бессознательно и осознает себя в человеке, находят свой отзвук в идее В. И. Вернадского о вечности жизни материи и в современном антропном космологическом принципе. В натурфилософии Шеллинга много фантастического, но несмотря на это он, как и Кант, выдвигает мысль о развитии.

В отличие от Канта, у Шеллинга речь идет не о реальности развития, а об идеальном, в котором данные формы природы могут быть распределены в определенном порядке. Полярность полюсов магнита была для Шеллинга прообразом связанности и взаимопротивоположности субъекта и объекта, которую он проводит через всю природу. Таким образом, учение натурфилософии о целостности живой природы, о противоположных силах, об эволюции духовного начала от бессознательного к осознанию себя в человеке приводит к постулату единства мышления и бытия, т. е. к трансцендентальному идеализму и к созданию философии тождества. В натурфилософии Шеллинг показал появление сознания в результате развития бессознательнодуховной природы. Иначе говоря, показал развитие субъективного из объективного. В «Системе трансцендентального идеализма» мы видим становление объективного из субъективного. Для Шеллинга становится очевидным существование натурфилософии и трансцендентальной философии как двух направлений философствования.

Внутренние акты субъективного являются непосредственным предметом трансцендентальной философии. Интеллектуальная интуиция как непосредственное постижение предмета является формой разумного познания и единственным органом познания в трансцендентальной философии. Субъектом разумно-диалектического познания, согласно Шеллингу, является философский и художественный гений. В учении об интеллектуальной интуиции Шеллинг испытал влияние немецкого романтизма и вместе с ним оценивает искусство как высшую форму познания. Шеллинг исходит из «я» как первичного. Развитие сознания проходит ряд ступеней: ощущение, «интеллигенция», рефлексия, воля. Последняя ступень связывается с практическим «я». Объективное есть субъективное, ставшее объектом. В действовании происходит переход из субъективного в объективное. Мир обретает для нас объективность по причине нашего действования. Шеллинг синтезирует два положения: наше свободное действование и мир становятся существующими независимо от нас. Наше действование есть явление нашего созерцания. Посредством действования созерцание становится для нас объективным. Основанием объективного является деятельность, одновременно идеальная и реальная.

На высшей ступени сознание познает в себе необходимость и свободу. В «Системе трансцендентального идеализма» закладываются основания философии тождества, которая наиболее полно рассматривается Шеллингом в работе «Изложение моей системы философии». В философии тождества речь идет об Абсолюте, который полагает своей деятельностью субъект и объект. Тождественное в Абсолюте является раздельным и множественным в мире вещей. Целесообразное развитие Абсолюта прослеживается Шеллингом от полюса материи до полюса, на котором находится истина познания. Единство субъективного и объективного предшествует их разделению. Идея тождества связана с самосознанием Абсолюта. Самосознание единого является целью самораздвоения единого тождественного начала. Шеллинг трактует самосознание разума как самосознание Бога.

Бог и есть разум, утверждает Шеллинг. Систему тождества принято рассматривать в качестве переходной от идеализма Фихте к идеализму Гегеля. От системы тождества Шеллинг переходит к иррационализму и мистике. В работе «Философия откровения» Шеллинг критикует разум и философию, основанную на разуме. Он отвергает собственную «философию тождества» и отвергает философию Гегеля. Не философия, а религия указывает истину. Шеллинг признает ошибочной рациональную критику Библии. Наиболее плодотворными и значительными по своему влиянию на дальнейшее развитие философии являются работы Шеллинга по натурфилософии, по философии тождества и философии искусства.