Гуманистическая антропология Эриха Фромма

Гуманистическая антропология Эриха Фромма

Эрих Фромм (1900—1980 гг.) — ведущий представитель неофрейдизма в XX в., философ-гуманист, показавший в своих работах противоречивость человеческого существования в условиях «больного» общества. Его отличают энциклопедичность и разносторонность воззрений, знание и использование в своих исследованиях специфики различных культур, мифологии, религии. Обращаясь к Фрейду, Ницше и Марксу как своим «учителям», Фромм все же создает собственную концепцию человека, для которого подлинное Бытие осуществляется только в актах любви и жертвенности.

Фромм — атеистический философ, и его волновала только тема человека. Он был убежден, что «человек — «продукт естественной эволюции»», часть природы, существо, наделенное разумом и самосознанием. Но как раз в этом — главная проблема, трудность, если даже не обреченность. Человек сознает себя внутри множества противоречий, первое из которых есть разрыв между разумом и природой, свободой и необходимостью, индивидуальным и социальным. Всякий раз человеку приходится делать выбор, нечто бескомпромиссное и «единственное, что требует большой ответственности и напряжения». И всякий раз, по Фромму, это выбор «между жизнью и смертью», между «бытием» в качестве творческого, активного и доброго человека и «имением», т. е. просто обладанием какими-нибудь вещами и жизнью «среди вещей». Этот выбор делает сам человек. «Никто не может «спасти» своего ближнего, сделав выбор за него». Причем, считает Фромм, выбор жизни, т. е. добра, возможен как благодаря подчинению моральным или религиозным требованиям, так и посредством прививания вкуса к благополучию и совершенствованию. Все эти качества, однако, достижимы не на узком — индивидуальном — пути, а лишь в обществе. Человеческая сущность состоит не только в многочисленных бессознательных влечениях, но еще в большей мере в тех бесчисленных «отношениях», которые человек «выстраивает» в жизни с людьми. Он пронизан социальными связями и, соответственно, теми здоровыми или нездоровыми установками, которые преобладают в обществе.

В этой связи антропология Фромма обращена на выявление социально-исторических и культурных элементов, на обнаружение в экономических и политических факторах угрозы подлинной природе человека. Важно быть просто человеком. Вера в человека, в его разум является доминирующей в трудах Фромма. И он действительно возрождает и вливает живительную силу в старые гуманистические идеи Нового времени. Человеку необходимо исправить, усовершенствовать и образовать себя, поскольку он от естества более склонен козлу.

Характеризуя современное ему общество, Фромм говорит, что в его основе стоит управленческая бюрократия, профессиональные политики. Люди действуют под влиянием массового внушения, их цель и самоцель — больше произвести и больше потребить. «Всякая деятельность, — пишет Фромм, — подчинена экономическим целям, средства стали целями, человек стал автоматом — сытым и одетым, но лишенным всякого интереса к своим специфически человеческим качествам и функциям». Человек должен учиться любить. Любящая сущность человека должна быть неотделимой от его жизни в обществе и составлять с ней единое целое. «Если верно, что любовь… является единственно здравым и адекватным решением проблемы человеческого существования, то всякое общество, которое так или иначе ограничивает развитие любви, неизбежно рано или поздно погибнет, придя в противоречие с основными потребностями человеческой природы». Именно вера в любовь, пишет Фромм, есть явление не индивидуальное, а общественное, хотя оно и отражает самую сокровенную сущность человеческой природы. Кроме любви, необходимы надежда и вера. Для Фромма разум бездейственен и пассивен, если у человека плохой характер. «Постижение истины в первую очередь дело не ума, а характера». Настоящий же характер тот, который умеет проявлять себя альтруистически, жертвенно, во имя Человека, забывая про эгоизм и свое мнимое «Я». Недаром в работах философа содержится немало ссылок на Спинозу и Маркса. Они, по мнению Фромма, учили настоящей свободе, возможной только в любовном бытии ради Человека.