Философско-культурологические взгляды С. Н. Булгакова

Философско-культурологические взгляды С. Н. Булгакова

Сергей Николаевич Булгаков (1871 — 1944 гг.) — русский религиозный философ, последователь традиционно русского, идущего от В. С. Соловьева, учения о всеединстве, внесший целый ряд оригинальных идей о человеке, Боге, творчестве, культуре, общих проблемах философии и теологии, чем и пополнил сокровищницу отечественной мудрости. В своей статье «Догматическое обоснование культуры» согласуксь с общими взглядами Православной Церкви, он дает развернутое христианское понимание сущности культуры. Поскольку человек создан по образу и подобию Божию, то это одновременно есть для него и данность и заданность. Ему задано творческим усилием осуществить свой предвечный образ. Ведь творчество (как и господство, разум, милосердие, любовь и др.) есть черта образа Божия. Как существо социальное, человек вносит свой творческий вклад в общее дело человечества как культурного целого. Однако Булгаков считает, что после грехопадения творческие силы человека ослабели, нарушилось его изначальное отношение к миру и к самому себе; он перестал с очевидностью сознавать бытие Божие и бытие собственного духа. В человеке возникла трагическая раздвоенность, обнаружилось борение духа и плоти: с одной стороны, он подчиняется стихиям мира, с другой — сопротивляется этим стихиям и осуществляет в себе образ Божий.

Исходя из этого, Булгаков констатирует, что открываются два пути: путь цивилизации и путь творчества (культуры). Первый есть приспособление к условиям природной жизни, второй — творческое отношение ко всему, когда на всякое дело налагается печать духа. В истории реально нет абсолютной культуры и абсолютной цивилизации, поскольку человек не может быть ни до конца рабом, ни до конца творцом.

Культуротворчество объясняется Булгаковым как религиозный — духовный — акт. Явным он становится во Христе, в котором побеждены грех и смерть. Христос — это свет, «просвещающий всякого человека, грядущего в мир». Бог просвещает, чтобы он был космиургом и сотворцом. Вне веры, вне такого духовного просвещения подлинной нравственной культуры быть не может.

Булгаков говорит, что христианская жизнь есть непрерывная борьба с миром, борьба за духовное (что значит: в содействии Святого Духа) существование. Победа в ней дает творчество культуре. Христианский аскетизм и культура не противоположны. Они выражают «единое духовное начало в человеке, осуществление в человечестве единого образа Божия». Но христианское ведение, острота христианского взгляда вносит в сердце творческий трагизм противоборства. Все, что человек делает, должно быть оплачено творческим усилием, трудом. Несмотря на противоречивость и трагичность, «благодать Божия может дать человеку мир, покой, радость».

В христианстве противопоставление культуры и цивилизации принимает особенно отчетливые формы. Цивилизация в своем развитии могла бы полностью овладеть человеком и разрушить его дух. Задача культуры, по Булгакову, — дело богочеловечества, т. е. очеловечивание мира и обожение человека. А «недостижимый предел культурного творчества есть Царствие Божие». Бог почтил человека тем, что дал ему часть в собственном творческом деле. Творчество имеет религиозную ценность, возможно лишь при прохождении аскетического пути, потому что аскетический путь присущ творческому акту. «Тут аскетизм и нигилизм выявляют свою противоположность. Аскетизм является неотъемлемой частью творческого пути, а нигилизм — предельным отрицанием творче-ства».

Можно сказать, что в этом понимании культуры, русская мысль выдвинула свою — религиозную — альтернативу. Отвечая на кризис культуры, она, в противоположность западным мыслителям, дает конкретное — догматическое — обоснование и решение.