Мартин Лютер о рабстве воли и свободе христианина

Мартин Лютер о рабстве воли и свободе христианина

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) — немецкий мыслитель, исторический деятель, основоположник протестантского учения о спасении. В Эрфуртском университете он получил хорошее философское образование. Под влиянием неосхоластических взглядов Уильяма Оккама, а также мистиков XIV в., учивших о возрождении души, проникающейся божественным началом, о единстве «внутреннего человека» с Богом, Лютер глубоко в сердце воспринял христианство и вступил в августинский монастырь. Но его «харизматическая» личность не удовлетворялась обрядовыми предписаниями католической церкви творить «добрые дела», молитвы, обязательно соблюдать пост и т.п. К тому же в Лютере вызывал протест опыт папской власти торговать индульгенциями (грамотами об «отпущении грехов»). Он вышел из монастыря, а в октябре 1517 г. открыто опубликовал 95 тезисов против злоупотреблений католического духовенства. Лютер перевел Библию на немецкий язык, сделав ее достоянием каждого христианина.

Лютеровская аргументация в защиту христианского учения о спасении исходит из утверждения, что вера — единственное средство, сближающее человека с Богом. Но вера — дар Благодати, то духовное знание, которым Дух Божий просвещает сердце человека. «В глубине души, — сказано в его работе «О рабстве воли», — ни один человек — если только нет в нем Святого Духа — не знает о вечном спасении, не верит в него и не желает его». Сам от себя человек не свободен верить. У человека отсутствует свобода воли, свобода вы-бора творить добрые дела, а если он (на что имеет свободу!) склоняется к злому, то пребывает во власти сатаны, что также подчеркивает его полную зависимость. «Человеческая природа настолько зла, что даже в тех людях, которые возродились с помощью Духа, она не стремится к Добру, но борется и противостоит Ему».

Однако, отрицая свободную волю за человеком, Лютер все приписывает Богу, производящему все во всем, и если делаются добрые дела, то это — плоды Божьей благодати, следствия и результаты, производимые верой. Но вера, по Лютеру, в высшей степени ценное, редкое и богоизбранное явление, поскольку у кого ее нет, тот по необходимости имеет злую, причем неизменно, волю. Спасение даруется не всем, а только избранным. И «это входит в тайны Его (Божьего) величия, потому что неисповедимы суждения Его».

И все-таки в работе «О свободе христианина» Лютер показывает условия духовной свободы человека. Эти условия никак не связаны с добрыми делами. «Никакое доброе дело не связано со словом Божьим и не живет в душе, ибо в душе правят только вера и Слово Божие». Когда это есть, то христианин имеет все, что ему нужно для своего оправдания. В вере «душа объединяется со Христом, как невеста со своим женихом». Через веру благодать, жизнь и спасение Христово переходит душе. Благодаря Христу «внутренний человек, который верой создан по образу Божьему, жизнерадостен и счастлив». Его единственным занятием является радостное и бескорыстное служение Богу в непринужденной и свободной любви. Именно, утверждает Лютер, сущая от веры в Бога, настоящая любовь, как и все добродетели, делает сердца наши «свободными от всех грехов, канонов и заповедей».

Это персоналистическое, антицерковное, религиозно-философское учение Лютера оказало серьезное влияние на всю протестантскую культуру западного мира, определила пути протестантской теологии и философии религии, изменила облик новоевропейского мышления.