Метафизика Евгения Трубецкого

Метафизика Евгения Трубецкого

Евгений Николаевич Трубецкой (1863—1920 гг.) — русский религиозный философ, правовед и общественный деятель; князь, брат С. Н. Трубецкого. Основные сочинения: «Миросозерцание В. С. Соловьева», «Метафизические предположения познания», «Смысл жизни». Метафизическим предположением познания является признание абсолютного, всеединого сознания. Без абсолютного сознания мы не можем познавать истину, время, движение, сознание, внешний мир, смысл жизни, не можем иметь веру и религиозное сознание. Интуиция всеединства дает возможность соединить теоретическую философию, ее трансцедентальные и метафизические проблемы с Богопознанием.

Над нашей обусловленной мыслью, по утверждению философа, есть безусловная мысль. Над нашим процессом познания истины есть безусловная истина о сущем. В нашем сознании образы, мысли, переживания находятся в непрестанном изменении. Наше сознание подчинено времени, оно психологически текуче. Сознание абсолютное сверхвременно, в нем нет перехода от суждения к суждению, нет нарастающего и противоречивого движения к истинному знанию. Истина в абсолютном сознании дана сразу. В интуиции всеединства время познается в «форме вечности». Всеединство позволяет связывать и сохранять исчезающие моменты времени: уходящее мгновение удерживается сознанием, будущее мгновение предваряется сознанием. Прошлое и будущее, находясь в сознании, позволяют воспринять настоящее как реальный момент времени. Синтезируясь интуицией всеединства, прошлое, настоящее и будущее образуют сознание времени. На основании интуиции всеединства мы можем осознать время, только поднявшись над временным потоком непрерывно наступающих и исчезающих реальных мгновений. Сверхвременной смысл времени присутствует в сознании времени: смысл неразрывной связи и перехода реальных мгновений времени неподвижен, он покоится. Опираясь на предположение всеединого сознания, Трубецкой высказывает интересное положение: процесс во времени происходит в сознании и для сознания. Для всеединого сознания мир существует во времени, оно «его держит в себе». Смысл движения — не движется.

В работе «Смысл жизни» гносеологические и метафизические исследования Трубецкого переходят в религиозно-философское, в духе православного Богопознания, понимание смысла жизни. Благодаря интуиции всеединства смысл в сознании относится к сверхиндивидуальному и сверхпсихическому элементу сознания. Сознать нечто значит увидеть в этом «нечто» объективный, общезначимый смысл. Обладать сознанием значит обладать общезначимой мыслью, т. е. смыслом. Найти смысл жизни можно тогда, когда мы найдем положительную ценность жизни, всеобщее и общезначимое содержание и значение жизни. Всеединство лежит в основе стремления жизни к смыслу, в основе осознания бессмысленности житейской суеты. Трубецкой пишет о том, что страдания, вызванные суетой и бессмысленностью жизни, свидетельствуют о наличии у человека тоски по всеединству. Единственно положительное решение вопроса о смысле жизни, утверждает Трубецкой, дает христианство. Смыслом жизни может быть только полнота жизни вечной, неумирающей. Логика мирового смысла раскрывает себя в жизни Богочеловека Иисуса Христа, в Его страдании, смерти и воскресении. Наш мир — мир относительно, а не абсолютно реален. Мир и человек реальны постольку, поскольку причастны всеединству божественной идеи. Реальность мира и человека — это реальность «сущего становящегося». Для нашего мира и жизни характерно состояние «полужизни-полусмерти»; двойственность — черта мира, всеединство есть и не есть в нашем мире. Метафизическим предположением смысла жизни является Бог. Боговоплощение Иисуса Христа и Его воскресение являются для Трубецкого высшим откровением всеединства на земле. Только через обожение человек реально соединяется с Богом. Религиозно-философская трактовка всеединства превращается в размышление Трубецкого о св. Софии, Премудрости Божией, о божественных идеях. Божий замысел о мире и человеке является содержанием всеединого сознания. Интуиция всеединства — это интуиция Богопознания и Богопочитания, это вопрошание о Боге и поиск Бога. Во времени обожение и спасение есть процесс. Во всеедином сознании, т. е. для Бога, все от века есть, там ничто не совершается и не заканчивается. Там нет времени, оно есть только для отпавшего от Бога человека. Трубецкой учит об эзотерической сфере абсолютного сознания и о экзотерическом плане нашего бытия.