Учение Гераклита о Логосе

Учение Гераклита о Логосе

Гераклит — особая страница греческой философии. Многие тогдашние мыслители удивлялись его загадочному стилю мышления и таинственному образу жизни. Сократа восхищали его превосходные произведения, а на Платона явно распространилось влияние глубоких диалектических идей эфесского мудреца. Известно, что однажды к нему, скрытному и «тёмному», пришли друзья и желали услышать нечто великое, а увидели его греющимся у печки… он сказал им: «И здесь присутствуют боги».

Гераклита нельзя однозначно отнести к натурфилософам, несмотря на то, что он учит об огне как первоэлементе. В своем сочинении «О природе» он говорит, что космос не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающий и мерно угасающий. Но, несмотря на тонкое качество огня, из которого путем соединения или разъединения возникают все вещи, отождествление огня вообще с космосом показывает идеалистичность и символичность воззрений мыслителя.

Натуралистические прозрения органично дополняют онтологические взгляды Гераклита. Согласно им, мир состоит из многообразных вещей, находящихся между собой во взаимной «вражде». Но враждебность находится в согласии с собой, как бы в перевернутом соединении — гармонии — лука и лиры. Мудрость и состоит в том, чтобы познать эту гармонию, чтобы «знать всё как Одно». Подлинное разумение Закона жизни — это значит: прислушиваться к Речи-Логосу, этой невидимой стихии Бытия, и проникать в его истинный смысл, поскольку именно Логос мира выступает основанием единства всего существующего и Он, управляющий всеми вещами, познается в качестве системы диалектических идей-истин. Гераклит говорит, что разумное приобщение к сущностной структуре диалектического Логоса возможно через наше осознание его единства и его внутреннего самопротиворечия. Только целомудренной душой, а не чувствами («глаза и уши дурные свидетели»), можно «видеть» единую Мудрость Логоса и «сопрягать» в нем «целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одного все».

Логос — это Истина мира, и, как таковая, она ближайшая для человека, то, с чем он «сталкивается ежедневно», с чем находится в «самом непрестанном общении». Однако большинство людей не мыслят сообразно Логосу и пребывают в полном неведении о Нем. Хотя всем людям дано познавать самих себя и слушать Речь-Логос, только чистые, сухие и целомудренные души — мудрые и наилучшие. Только они понимают и признают Единую истину, знают, что Мудрый Ум правит Вселенной.

Понятно, что Гераклит демонстрирует возможность диалектического мышления, оторванного от мира реальных вещей, от мира становления. Он подчеркивает, что настоящее прояснение реальности возможно лишь понятийно, в чутком прислушивании к логосному «диалектическому становлению», к этой бытийной реке, куда нельзя войти дважды, куда нельзя войти без философии.