Эмпирическая философия Томаса Гоббса

Учение Томаса Гоббса о государстве

Проблемы человека и государства стояли в центре философских исследований Гоббса. Это объясняется социально политическими событиями в Англии в XVII в., гражданской войной и революцией. Гоббс выступает в своем учении как сторонник буржуазного монархического государства.

Природа, считает Гоббс, создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. От этого происходит равенство надежд на достижение целей, которые все стараются достичь непременно. В таком естественном состоянии, когда над людьми нет общей власти, нет понятия несправедливости. Правильность и справедливость не имеют здесь места. Напротив, в «естественном» обществе идет «война всех против всех», где каждый человек считает своим все то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

Война всех против всех не способствует сохранению человеческой жизни, между тем как принципом жизни человека является самосохранение. И вот, говорит Гоббс, страх смерти заставляет людей прекратить эту «войну» и объединиться для создания государства. Государство возникает на основе договора; его цель — защита жизни каждого человека. Граждане уже не сами заботятся о самосохранении, поскольку эту функцию берет на себя государство.

Итак, государство имеет естественное происхождение, а не божественное, и законы в нем установлены не Богом, а людьми. Люди, рассуждает Гоббс, должны подчиняться государственным законам не потому, что они «от Бога», а потому что сами добровольно ограничили свои права и передали их государству.

Государство может быть монархическим, демократическим или аристократическим в зависимости от распределения власти. Лично Гоббс считает монархию наиболее адекватной формой правления, когда все права отданы одному суверену, который «должен обладать абсолютной властью». Граждане не должны судить, что есть добро и что есть зло — все это определяется монархом. Борьба против этого принципа может привести обратно к естественному состоянию, к восстаниям.

Монарх обладает суверенной властью, но он имеет и определенные обязанности: устанавливать порядок и поддерживать благо народа. Это благо заключается в защите от внешних врагов, в сохранении внутреннего мира, в обогащении народа и наслаждении свободой, не приносящей вреда. Для защиты этих благ монарху необходимо следить за всеми и наказывать тех, кто мешает, а это возможно через сеть агентов. Гоббс пишет, что хотя законы, установленные монархом, должны неукоснительно выполняться, сам он им не подчиняется, он подчиняется только «божественному закону». И все же, по Гоббсу, божественный закон не есть закон, установленный церковью. Церковь не имеет права нарушать суверенитет государства, она должна подчиняться государству. Хотя Гоббс говорит, что законы государства — законы божественные, в сущности, всякую религию он считает суеверием.

Учение о государстве целиком вписывается в материалистическую концепцию философа. «Человек создает новое искусственное тело — Левиафан, который называется государством и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа; должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы, награда и наказание… представляют собой нервы, …гражданский мир — здоровье, смута — болезнь и гражданская война — смерть».

Это целостное и систематическое учение — важный вклад в политическую мысль Англии. Теорию Гоббса продолжает развивать Джон Локк, введший принцип разделения властей. Она, несомненно, отражала общую те