Учение Людвига Витгенштейна

Учение Людвига Витгенштейна

Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.) — австрийский философ XX в., проживший интереснейшую жизнь и преуспевший не только в философском творчестве, но также и в строительстве домов, учительстве в деревенских школах, путешествии в СССР, раздаче огромного наследства творческим людям Австрии и аскетическом образе жизни, которого строго придерживался и не оставлял до последних дней. Он оказал глубокое влияние на становление современной философии в области теории познания, логики и философии языка.

Исследователи творчества Витгенштейна различают в нем два периода. Первый этап связан с созданием «Логико-философского трактата» (1921). В этом произведении автор преследовал цель «кантианского» масштаба: провести четкую границу между тем, что познаваемо, и тем, что непознаваемо, но только в сфере языка. Все, что познаваемо, может быть ясно выражено, а что не поддается ясному и прозрачному выражению, следовательно, и невозможно познать. Вопрос о границе выразимого был поставлен австрийским философом во главу угла в «Логико-философском трактате». По мысли Витгенштейна мир — это логическая картина, отражающая в себе «фактическое» положение дел. Каждый факт, событие могут быть отражены в языке в виде неких «атомарных» (простых) предложений. Предложения типа: «Это письменный стол» или «Блокнот красного цвета лежит на подоконнике» — это предложения логически ясного и, следовательно, научного языка, они описывают только то, что есть на самом деле. Тогда как предложения метафизики, т. е. языка предшествующей философии, исполнены двусмысленности и многозначности. Многие из «старых» понятий и категорий, как то «душа», «сущность», «субстанция», описывают потустороннюю реальность, и мы не можем четко сказать, какого рода предметы или вещи соответствуют этим понятиям. Витгенштейн не отказывается от существования этой «метафизической» реальности, но переносит ее в сферу личных переживаний, невыразимую на «научном языке». В связи с этим Витгенштейн приходит к выводу, что философские предложения не ложны и не истинны — они бессмысленны, а адекватным языком может быть только язык естественных наук, лишенный внутренних противоречий и неоднозначности.

Второй этап в творчестве мыслителя связан с серьезным пересмотром своих прежних позиций. Если основной темой «Логико-философского трактата» было четкое разграничение «научной сферы» и «сферы религиозных и нравственных переживаний как области невыразимого на языке науки», то в основном сочинении второго периода — «Философские исследования» — Витгенштейн заинтересован в понимании живого языка повседневности. Язык повседневности исполнен двусмысленности и молчаливых соглашений, которые необычайно сложны. Наиболее подходящей характеристикой этого может служить понятие «языковой игры». Весь язык, как он функционирует в различных обществах и культурах, — это совокупность «языковых игр». Начиная с беседы между двумя старушками и заканчивая языком философии и науки везде действует один принцип: «слово — это способ его употребления». Если в «Логико-философском трактате» Витгенштейн стремится «отшлифовать» понятия и способы их употребления, ратуя, вслед за Б. Расселом, за их однозначность и «идеальную чистоту», то в «Философских исследованиях» эти претензии отсутствуют, а наоборот, утверждается примат многозначного, существующего во множестве языковых миров слова. Слово — это не словарное употребление, а функция, которая может проявить себя в одном контексте так, а в другом — совершенно иначе. В словосочетаниях «плохой футболист» и «плохой человек» используется одно и то же определение, но контекст заставляет в одном случае понимать слово как характеристику навыка, а в другом — всего человека в целом. Если дело философа, каким он может быть исходя из идей «Логико-философского трактата», прояснять предложения и очищать их от двусмысленности, то дело философа в «Философских исследованиях» находить «семейные сходства», некие параллели в формировании правил той или иной языковой игры, не обнадеживая себя утопичной идеей понять язык во всей его многосложности и объяснить многообразие словоупотребления.