Учение Пифагора о числах

Учение Пифагора о числах

Пифагор — мыслитель-загадка, учение которого долгое время оставалось засекреченным. Известно, что он был основателем тайного религиозного общества (любомудров) и в его окружении были такие философы, как Гиппас, Алкетеон, Менестор и Гиппон. Можно говорить о влиянии пифагорейского учения на философию Платона.

Удивительность взглядов Пифагора заключается в математическом способе познания мира. Однако математика не рассматривалась сама по себе — с ее помощью выполнялись религиозные предписания. Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью, так как считал, что мудрость принадлежит Богу. И, соответственно, высшую нравственную цель человека он видел в уподоблении Богу. В его сообществе была распространена вера в переселение душ.

Большую философскую ценность представляет теория Пифагора о числе как скрытой первопричине всякого бытия. Необозримое и неисчерпаемое богатство умозрения выражено им в краткой мысли: числу все вещи подобны. Именно числовые соотношения, именно количественные пропорции, согласно такому знанию, лежат в основе различия вещей, вообще всей гаммы форм, звуков, цветов, добродетелей, всякой гармонии, определенности или беспредельности. Считалось, например, что музыка — это точное выражение соотношений количественных интервалов, а справедливость или удача — опять-таки определенное свойство чисел.

Признание того, что число — незримая истина и мера всего таит в себе важнейшие как онтологические, так и теоретико-познавательные следствия. Во-первых, это, несмотря на мистичность и натуралистичность воззрений, постижение чисел объективными, независимыми от человека бытийными сущностями. А во-вторых, через это Пифагор подтверждает общий древнегреческий взгляд на человека как существо раздвоенное, неистинное, стоящее между миром подлинного Бытия и миром призрачных явлений.